Рефераты. Конституционное право России (полный курс) p> Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ,
Прокуратура РФ.

Тесты к разделу 2

1. Конституция: а) закон прямого действия; б) действует только опосредованно, через акты текущего законодательства.

2. Первая Конституция СССР была принята: а) в 1918 г.; б) в 1922 г.; в) в 1924 г.

3. Действующая Конституция РФ может быть изменена: а) только посредством референдума; б) Государственной Думой; в) обеими палатами Федерального Собрания в особом порядке.

4. Изменения могут вноситься: а) в любую главу Конституции РФ; б) только в главы с третьей по восьмую; в) только в главы 1, 2 и 9.

5. Действие Конституции может быть приостановлено: а) Президентом РФ; б) Постановлением Совета Федерации; в) посредством референдума.

6. Конституция РФ может быть принята: а) только народом; б) только Конституционным собранием; в) исчерпывающий ответ законодательство не дает.

7. Конституционный контроль: а) то же, что и конституционный надзор; б) проверка конституционности нормативных актов посредством конституционного судопроизводства; в) контроль за соблюдением Конституции, осуществляемый Федеральным
Собранием и Президентом.

8. Постановления Конституционного Суда: а) могут быть приостановлены Президентом РФ; б) окончательны, отмене и изменению не подлежат; в) могут быть отменены Федеральным Собранием в особом порядке.

РАЗДЕЛ 3

Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это упорядоченная система господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.

Основные вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т.е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами главы 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т.е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т.е. экономическая система общества) и социально-культурную, т.е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.

Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное российское государство - это государство демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Федерация - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя
Правительства, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)

Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.

Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т.п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.

Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Минюста.

Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.

В современной России партийная система только еще складывается.
Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например, "Отечество -
Вся Россия" и региональные ("Иттифак" в Татарстане), парламентские
("Яблоко") и непарламентские ("Трудовая Россия"), организационно оформленные (КПРФ) и неформальные (ДВР).

В ряду институтов, осуществляющих политическую власть, видную роль играет референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум - это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая
Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в Конституции понятие "референдум" обозначает только одну его разновидность - императивный референдум.

Референдум, как и выборы, - это форма прямой, т.е. непосредственной демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т.е. органов представительной демократии, например, парламентов, куда избираются представители народа, этим представителям
(депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.

Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления полтической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.

Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности - частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.

Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства.
Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.

Общественно-полезный труд - это правомерная трудовая деятельность. Но, поощряя такую деятельность, Конституция закрепляет и свободу труда, защищает принудительный труд.

В социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур - таких, как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность маргиналов, т.е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения.
Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков, инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.

Конституция прдусматривает свободное развитие культуры, охрану памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.

Тесты к разделу 3

1. Правовые основы конституционного строя: а) основные общественные отношения; б) нормы Конституции, закрепляющие основные общественные отношения; в) правосознание и правопорядок.

2. В систему политической организации общества входят: а) все институты народовластия; б) только органы государства и местного самоуправления; в) только политические партии.

3. Общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации: а) во всех случаях; б) только политические общественные объединения; в) только общероссийские объединения; г) только региональные объединения.

4. Конституция РФ закрепляет: а) плановое хозяйство; б) рыночную экономику, не регулируемую государством; в) рыночную экономику под контролем государства.

5. Формы собственности: а) равны перед законом; б) установлен приоритет государственной собственности; в) установлен приоритет частной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.