Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом РФ.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи - 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.
Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
1. Решает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Дает толкование Конституции РФ.
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:
- разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ;
- дает толкование Конституции РФ;
-дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- принимает послания Конституционного Суда;
- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционного правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих субъектов.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области, суды автономных округов, городские и районные суды. Создается также институт мировых судей.
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов, включающую окружные арбитражные суды, высшие арбитражные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области, арбитражные суды автономных округов.
Арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в сфере управления.
Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
В систему органов прокуратуры входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик в составе Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также городов, районов и иные территориальные прокуратуры. В эту систему входит и военная прокуратура, осуществляющая свою деятельность непосредственно в Вооруженных Силах РФ. Каждый прокурор действует от имени всей системы прокурорских органов.
Централизация органов прокуратуры выражается в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ.
Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации по представлению Президента России указывает на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и возглавляемой им системы прокурорских органов, призванных осуществлять надзор за исполнением законов на всей территории Федерации.
Тесты к разделу 7
1. Орган государства: а) глава администрации муниципального образования; б) правительство Саратовской области; в) ректорат государственного университета.
2. Депутатский индемнитет - это: а) неприкосновенность депутата; б) неответственность депутата; в) неответственность депутата и его материальные привилегии.
3. Государственные органы палат Федерального Собрания: а) партийные фракции; б) комитеты палат; в) межрегиональные объединения депутатов.
4. В предметы ведения Государственной Думы входят: а) назначение выборов Президента РФ; б) объявление амнистии; в) назначение референдума.
5. Закон о госбюджете РФ считается принятым, если: а) принят в первом чтении Государственной Думой; б) принят в третьем чтении Советом Федерации; в) принят в четвертом чтении Государственной Думой и утвержден Советом Федерации.
6. Президент РФ: а) возглавляет все ветви власти; б) координирует ветви власти; в) возглавляет исполнительную власть.
7. Правительство РФ ответственно: а) перед Президентом РФ; б) перед Государственной Думой; в) перед Советом Федерации.
8. Судьи Верховного Суда РФ назначаются: а) Президентом РФ; б) Государственной Думой; в) Советом Федерации по представлению Президента РФ.
РАЗДЕЛ 8
Местное самоуправление
Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения через представительные (выборные) органы власти (муниципальные Советы и т.п.), местную администрацию, т.е. глав местного самоуправления (главы администрации, старосты и т.п.), местные референдумы, собрания граждан (сходы), иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но государство обеспечивает правовое регулирование местного самоуправления, сохраняется прокурорский надзор за законностью его актов. Споры же между органами государства и местного самоуправления решаются, как правило, в судебном порядке, прямое администрирование по отношению к органам местного самоуправления не допускается.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены властью, могут издавать правовые акты.
В представительные органы местного самоуправления население избирает депутатов; оно же выбирает и главу администрации, который подчинен местному представительному органу.
Основную территориальную единицу местного самоуправления представляет муниципальное образование, которое имеет свой устав. Вместе с тем в рамках муниципального образования могут возникать формы территориального общественного самоуправления: уличные комитеты, советы микрорайонов и др.
Высшие органы РФ определяют лишь принципы организации и деятельности местного самоуправления, основная же тяжесть правового регулирования этой системы ложится на субъектов Федерации, которые издают надлежащие законы и определяют уровни местного самоуправления. Большинство субъектов РФ представило статус муниципальных образований городам и районам, не говоря уже о низовых административно-территориальных единицах. Например, в Нижегородской области районами и низовыми единицами руководят органы местного самоуправления. Но встречаются и субъекты, установившие у себя более низкую "планку" местного самоуправления. Так, в Республике Татарстан районами руководят пока еще местные органы государства (райсоветы, главы районных администраций), а местное самоуправление действуте в городах районного подчинения, поселках и селах.
Муниципальные образования имеют свою собственность, которая не может изыматься государством иначе как по суду, государство вправе предоставлять им дотации, передавать государственную собственность и возлагать на органы местного самоуправления отдельные государственные полномочия с передачей необходимых для их осуществления средств.
Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.
Тесты к разделу 8
1. Органы местного самоуправления: а) входят в систему органов государства; б) не входят в систему органов государства; в) входят в систему общественных объединений.
2. Муниципальные образования - это: а) форма национальной автономии; б) поселение или иная территория, на которой проживает самоуправляющееся сообщество; в) низовое звено государственного аппарата.
3. Верхний уровень местного самоуправления определяется: а) Президентом РФ; б) Советом Федерации; в) законами субъектов Федерации.
4. Местное территориальное самоуправление граждан - это: а) то же, что и местное самоуправление; б) самоуправление граждан на территориях, подчиненных муниципальным образованиям; в) форма территориального самоопределения малочисленных народов.
5. Собственность муниципальных образований: а) может отчуждаться в административном порядке; б) может отчуждаться только по суду; в) не может отчуждаться ни при каких обстоятельствах.
6. Акты органов местного самоуправления: а) могут быть опротестованы прокуратурой; б) не могут быть опротестованы прокуратурой; в) могут быть отменены по соображениям целесообразности.
7. Функции государства: а) могут возлагаться на органы местного самоуправления; б) не могут возлагаться на эти органы; в) могут возлагаться при условии материального обеспечения государством их реализации.
8. Глава администрации местного самоуправления: а) назначается главой субъекта Федерации; б) избирается населением муниципального образования; в) избирается населением или представительным органом муниципального образования.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ
№1 1. Понятие конституционного права как правовой отрасли 2. Субъекты Российской Федерации
№2 1. Субъекты конституционных правоотношений 2. Принципы избирательного права
№3 1. Предмет отрасли и науки конституционного права 2. Правовое положение депутата
№4 1. Место конституционного права в системе российского права 2. Правовой статус республики в составе РФ
№5 1. Понятие и классификация конституционных правоотношений 2. Государственный суверенитет
№6 1. Понятие конституционного права как правовой отрасли 2. Понятие и принципы основ правового положения личности
№7 1. Нормы конституционного права РФ, их классификация 2. Понятие Конституции и ее место в системе источников права
№8 1. Развитие конституционных идей в дореволюционной России 2. Образование СССР
№9 1. Конституция РСФСР 1918г. 2. Понятие и структура экономической системы российского общества
№10 1. Конституция ССР 1924г. 2. Понятие и структура политической системы российского общества
№11 1. Конституция СССР 1936 г. 2. Государство в политической системе общества
№12 1. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РФ 1978 г. 2. Государство и гражданское общество
№13 1. Конституция Республики Татарстан 1992 г. 2. Конституционный контроль и надзор в СССР, РФ и РТ
№14 1. Собственность и рыночный принцип развития экономики 2. Структура Федерального Собрания РФ
№15 1. Общественные объединения и их место в политической системе общества 2. Акты Федерального Собрания РФ
№16 1. Формы прямой демократии. Референдум РФ 2. Законодательный процесс в Гос. Думе РФ
№17 1. Понятие и сущность местного самоуправления 2. Роль Совета Федерации в законодательном процессе
№18 1. Социальная структура современного российского общества 2. Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 г.
№19 1. Гражданство РФ и его принципы 2. Порядок формирования Гос.Думы и Совета Федерации РФ
№20 1. Юридическая природа основных прав и обязанностей граждан РФ 2. Структура палат Федерального Собрания РФ
№21 1. Классификация основных прав и обязанностей граждан РФ 2. Государственный Совет РТ
№22 1. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство. 2. Распад СССР. СНГ
№23 1. Правовой статус Российской Федерации 2. Конституционные основы прокурорского надзора
№24 1. Республика в составе РФ. Особенности правового положения Республики
Татарстан 2. Мажоритарная избирательная система, ее виды
№25 1. Автономия в России 2. Пропорциональная избирательная система
№26 1. Президент РФ, его компетенция и акты 2. Порядок внесения изменения в Конституцию РФ
№27 1. Президент и Правительство Республики Татарстан 2. Роспуск Государственной Думы РФ
№28 1. Правительство РФ: формирование, подчиненность, компетенция 2. Сущность и классификация политических партий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13