Рефераты. Конституционное право России (полный курс) p> В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решния вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя
Государственной Думы, первого заместителя и заместителя Председателя.

Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета
Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания.

Комитеты (комиссии) палат Федерального Собрания - это вспомогательные органы, которые состоят из парламентариев и содействуют палатам в осуществлении их полномочий, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания; кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым
Государственной Думой федеральным законам.

Постоянные парламентские комитеты (комиссии) создаются на весь период созыва парламента.

Временные парламентские комитеты (комиссии) создаются для выполнения какой-либо определенной задачи, после чего их существование прекращается
(например, следственные комитеты).
Парламентские слушания - одна из форм деятельности парламента или его палат, состоящая в заслушивании мнений членов парламента, государственных и общественных деятелей, а также экспертов по конкретному законопроекту или иному вопросу, входящему в компетенцию парламента; различаются открытые и закрытые парламентские слушания.

Правовое, организационное, документальное, информационное, материально- техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной
Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок решения
Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению.

Вотум недоверия - это выраженное Государственной Думой неодобрение политической линии определенной акции или законопроекта правительства, следствем чего является отставка правительства (в случае повторного выражения недоверия в течение трех месяцев), либо роспуск нижней палаты парламента.

Отказ в доверии правительству со стороны Государственной Думы происходит в случае постановки вопроса о доверии самим правительством, тогда как вотум недоверия является результатом парламентской инициативы.

Роспуск Государственной Думы - это способ разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, применяемый в случаях невозможности формирования правительства (трехкратного отклонения
Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства), повторного выражения недоверия правительству в течение трех месяцев, а также отказа в доверии правительству.

Законодательный процесс и парламентские акты. Процесс принятия законов закреплен в Конституции и регламентах палат Федерального Собрания РФ. В нем можно выделить четыре основных стадии: внесение проекта (законодательная инициатива), его обсуждение, принятие и подписание закона с последующим его опубликованием.

Субъекты права законодательной инициативы закреплены в ст. 104
Конституции РФ. Все проекты законов вносятся только в Госдуму.

Внесенный проект направляется в соответствующий постоянный комитет, затем с рекомендациями комитета рассматривается на пленарном заседании
Думы. По результатам обсуждения принимается решение. Если Дума не отклоняет проект, а решает "принять закон в первом чтении", первое чтение на этом завершается и проект возвращается для доработок в постоянный комитет, который учитывает результаты обсуждения и вновь направляет проект со своими предложениями для второго чтения в пленарном заседании Думы. Наконец, получив проект с итогами второго чтения, комитет дает окончательные рекомендации, и Дума приступает к третьему чтению проекта; чаще всего в третьем чтении закон принимается (за исключением закона о госбюджете, который проходит 4 чтения) большинством голосов от общего числа депутатов.
Принятый Думой закон направляется в Совет Федерации, который должен рассмотреть закон в 14-дневный срок, но обязан рассматривать не все законы, а лишь те, которые упоминаются в ст. 106 Конституции РФ. В случае разногласий между палатами депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют
Согласительную комиссию. Но если Дума с ее предложениями не согласна, она вправе принять закон квалифицированным большинством (2/3) голосов и тем самым преодолеть вето Совета Федерации.

Принятый закон направляется Президенту РФ, который должен принять решение по вопросу о подписании закона в течение 14 дней. В случае подписания закон опубликуется и вступает в силу. Президент может и отклонить закон, возвратив его в Думу со своими замечаниями и предложениями
(отлагательное вето). Тем не менее Федеральное Собрание квалифицированным большинством голосов в обеих палатах вправе преодолеть вето Президента, и тогда Президент обязан подписать закон в 7-дневный срок.

В особом порядке издается Федеральный конституционный закон: он обязательно рассматривается в обеих палатах, а принимается не менее чем 2/3 голосов депутатов Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации. К конституционным законам президентское вето не применяется.

Кроме законов, палаты принимают постановления, которые подписываются и передаются для опубликования председателями палат.

Законы и постановления палат парламента публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и
"Парламентской газете". Неопубликованные законы исполнению не подлежат.

Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти, коллегиальный орган общей компетенции.

Членами Правительства РФ являются Председатель Правительства РФ, его первые заместители и заместители, а также федеральные министры.
Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности
Правительства РФ и организует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ.

В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки
Правительства РФ.

Отставка Правительства РФ - это прекращение им полномочий по следующим причинам: по инициативе самого Правительства, по инициативе Президента РФ и в случае конфликта с парламентом. Резолюция недоверия выносится по инициативе Госдумы, а отказ в доверии может последовать лишь в том случае, если Правительство само поставит вопрос о доверии, но не будет поддержано
Думой.

Постановления и распоряжения Правительства, затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию. Официальная публикация актов Правительства производится в
"Собрании Законодательства РФ" и в "Российской газете".

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ - это парламенты и администрация субъектов.

Парламенты субъектов имеют разные наименования (Государственные
Советы, Законодательные Собрания и т.п.), избираются на срок от 2 до 5 лет и насчитывают разное число депутатов (в краях, областях, городах федерального значения - до 50). Большинство республиканских парламентов - однопалатные, и лишь в четырех республиках (Башкортостан, Карелия, Саха-
Якутия, Кабардино-Балкария) - двухпалатные. В Республике Тыва действуют два представительных органа - Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал
(съезд народа). В ряде парламентов допускается деятельность части депутатов на профессиональной основе (например, в Республике Татарстан - 40 из 130 депутатов).

Система органов исполнительной власти республики в составе РФ - это совокупность органов, включающая правительство республики, министерства, комитеты и другие ведомства, и возглавляемая Президентом (главой) республики либо Правительством или его главой.

В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Срок его полномочий - 4-5 лет. Как правило, одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд, но встречаются и исключения - так, в Татарстане это ограничение отменено.

Наряду с единоличным главой государства встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе РФ играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Система органов исполнительной власти, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа включает администрацию (правительство), возглавляемую главой администрации
(правительства), а также отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации (правительства).

Конституционные основы судебной власти. Конституция РФ закрепляет основы организации и деятельности судов и Прокуратуры Российской Федерации.
В ней закреплены принципы демократического правосудия, т.е. такой формы государственной деятельности, которая заключается в разрешении судом гражданских, уголовных дел и конституционно-правовых споров. Судьи независимы и подчиняются только закону, неприкосновенные и несменяемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.