Рефераты. Конспект p> Подчинённость органам гос. управления бывает двух видов. Прямая организационная подчинённость (нижестоящих вышестоящим) и обязательность юридических велений органов управления для граждан. Эти органы могут устанавливать обязательные правила поведения, либо принимать юридически обязательные решения по поводу удовлетворения интересов и запросов граждан, либо применять меры административного принуждения.

Содержание норм административно права. Правовое регулирование общественных отношений с помощью административно-правовых норм определяет границы должного поведения в сфере государственного управления. В этих нормах либо предписывается, либо дозволяется, либо запрещается определённый вариант поведения. Регулируются общественные отношения путём определения прав и обязанностей, а также ответственности в случае нарушения прав или неисполнения обязанностей. Возможны следующие варианты такого регулирования:
- Установление определённого порядка действий, несоблюдение которого не влечёт за собой юридических последствий.
- Запрещение определённых действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.
- Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных правовой нормой.
- Предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению. Такого рода нормативные предписания распространяются на все случаи использования субъективных прав участников управленческих отношений.

Нормы административного права по различным основаниям могут быть подразделены на ряд групп.

В зависимости от адресата предписаний различают нормы, определяющие:
- правовое положение органов управления. Они устанавливают порядок образования, реорганизации и ликвидации органов управления их компетенцию, организационную структуру, формы и методы их деятельности и т.п.;
- правовое положение работников аппарата управления – государственных служащих. Они закрепляют принципы государственной службы, правила прохождения службы, объём служебных и прав и т.д.;
- правовое положение государственных предприятий и учреждений в сфере управления;
- правовое положение общественных организаций граждан.

В зависимости от юридического содержания: обязывающие, запрещающие, управомачивающие.

В зависимости от юридического характера содержащихся в них предписаний:
- материальные нормы, которые определяют объём и содержание обязанностей и прав конкретных участников управленческих отношений, до стадии практической реализации в статичной форме т.е. их административно- правовой статус (правовое положение).
- процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) практической реализации юридических обязанностей и прав, установленных материальными нормами. Это динамика управленческих отношений.

Источниками административного права являются Конституция, законы, указы и нормативные акты самих органов управления.

Административно-правовые отношения возникают при наличии юридических фактов (обстоятельства, с которыми данная норма права связывает возникновение правоотношения между данными сторонами). В их качестве выступают соответствующие правомерные и неправомерные действия
(юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей) и события (явления, независимые от воли людей).

Реализация административно-правовых норм. Различают два способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. И в том и в другом случаях имеется в виду проведение в жизнь содержащихся в них предписаний. Исполнение – есть точное следование юридическим предписаниям, содержащихся в нормах. В исполнении могут участвовать все возможные стороны управленческих отношений - органы управления, должностные лица, общественные организации и граждане. Достаточно вести себя в соответствии с требованиями данной нормы. Применение административно- правовых норм предполагает издание основанных на данной конкретной норме индивидуальных юридических актов по конкретному делу или вопросу, возникающему в процессе деятельности органов государственного управления.
Подобного рода полномочия имеются только у официальных представителей государства.

Субъекты административного права обладают административной правоспособностью это: органы государственного управления, государственные служащие, государственные предприятия учреждения, общественные организации, граждане. Основным субъектом административного права являются органы гос. управления, государственно-властные полномочия которых заключаются в следующем:
- в издании от имени государства юридически обязательных актов.
- в наблюдении (надзоре) за исполнением содержащихся в юридически обязательных актах требований.
- в обеспечении исполнения требований юридически обязательных актов и в защите их от нарушений путём применения мер воспитания, убеждения, разъяснения, поощрения, государственного принуждения.

Органы государственного управления делятся на видовые группы: а) по территориальному масштабу деятельности они подразделяются на высшие, центральные, местные. К высшим относятся те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию РФ. Центральные органы также действуют на всей территории, но в определённых границах (отрасль, сфера управления).
Существуют межтерриториальные органы (управления железных дорог, военкоматы и т.п.); б) по характеру компетенции; в) по способу образования: избираемые, образуемые, назначаемые; г) по порядку образования: образуемые органами государственной власти и самими органами управления; д) по порядку разрешения подведомственных вопросов: коллегиальные - состоят из ряда лиц, и все основные вопросы решаются по большинству голосов членов данного органа, единоначальные - возглавляются руководителем, наделённым полномочиями самостоятельно решать все основные вопросы; е) по источнику финансирования: бюджетные, хозрасчётные.

Государственные служащие. Государственная служба в юридическом смысле может пониматься как правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения. Государственный служащий
- это лицо, занимающее в государственной организации (орган государства, гос. предприятие и учреждение) определённую должность. Должность – это постоянное государственное установление с точно определённым комплексом обязанностей и прав лица, его занимающего. Обязанности и права подразделяются на общие и специальные. Общие обязанности и права в принципе одинаковы для всех государственных служащих, равно как и для всех граждан. Специальные обязанности и права определяются характером занимаемой ими должности. Они закрепляются в должностных инструкциях, утверждаемых полномочными органами (должностными лицами).

Государственные служащие бывают трёх видов.

1. Должностные лица (руководящий состав) – это руководящие работники государственных органов, в руках которых концентрируются наиболее ярко выраженные полномочия юридически властного характера. 1а.

Особую группу составляют представители административной власти.

Для них характерна, как и для должностных лиц, непосредственная реализация юридически властных полномочий.

Особенностью их правового положения является то, что эти полномочия реализуются в отношении неподчинённых им лиц.

(госинспекция, милиция).

2. Оперативный состав (функциональные работники или специалисты) – это основная масса административно-управленческих работников. Эти гос. служащие участвуют в реализации юридически властных полномочий, принадлежащих данному органу управления, путём совершения различного рода юридически значимых действий.

Практически они выполняют весь объём оперативных функций данного органа управления, его структурных подразделений. Это исполнители, лишённые права издавать юридические акты.

3. 3. Вспомогательно-технический персонал создаёт необходимые организационно-технические условия для эффективной работы должностных лиц и оперативного состава аппарата управления.

Административное принуждение применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и государственной дисциплины, нарушают установленные административно-правовыми нормами правила поведения. Особенностью административного принуждения является то, что меры принудительного характера применяются, как правило, самими органами гос. управления. Административное - значит, как правило, внесудебное, без обращения в суд. Как правило, полномочия по применению административно принудительных средств воздействия предоставляются органам и лицам, осуществляющим в сфере государственного управления правоохранительные функции.

Различают следующие меры административного принуждения: а) административно-предупредительные (прекращение движения, введение карантина, таможенный досмотр, освидетельствование медицинского и санитарного состояния, реквизиция имущества, вхождение работников милиции в жилые помещения, административный надзор милиции и т.п.).
Эти меры имеют принудительный характер, осуществляются без согласия второй стороны, которая обязана выполнить предписанные действия либо воздержаться от каких-то действий. Применяют эти меры органы
(должностные лица) точно указанные в законе; б) административного пресечения, которые применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить (пресечь) противоправные действия и предотвратить их вредные последствия (требование прекратить, административное задержание (как правило, на срок не более трёх часов), приостановление работы, принудительное лечение, снос, прекращение эксплуатации, применение оружия и т.п.); в) административной ответственности, применяемые в случае совершения административного правонарушения и находят своё выражение в наложении на виновных лиц административных взысканий (принудительных мер воздействия).

Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности виновных в нарушении норм других отраслей права.
Основанием административной ответственности является дминистративное правонарушение. Юридические признаки, которого следующие: противоправность, виновность, общественная опасность, административная ответственность. Освобождается от административной ответственности лицо действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны, либо находившееся в состоянии невменяемости. При малозначительности правонарушения орган уполномоченный решать дело может ограничиться устным замечанием.

Административная ответственность находит своё внешнее выражение в применении административных взысканий. Система взысканий следующая: предупреждение (выносится в письменной или иной, установленной законодательством форме), штраф (денежное взыскание не связанное с возмещением материального ущерба), возмездное изъятие предмета
(явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, с последующей реализацией с передачей вырученной суммы бывшему собственнику), конфискация (безвозмездное обращение предмета в собственность государства), лишение специального права (применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок до трёх лет), исправительные работы (применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы, с удержанием 20% заработка в доход государства), административный арест (наиболее строгое административное взыскание, применяется на срок до 15 суток под стражей.
Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам 1-й и 2-й групп, выдворение из страны для иностранцев и лиц без гражданства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.