Рефераты. Конспект p> Структура правоотношений включает:

1) содержание правоотношения;

2) субъект правоотношения;

3) объект правоотношения.

Содержание правоотношения. Различают материальное и юридическое содержание правоотношения. Материальное содержание правоотношения есть поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Юридическое содержание - сами эти взаимные права и обязанности.

Субъекты правоотношений - их участники. Основные участники правоотношений - физические лица и организации. Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства. К организациям относятся: государство в целом, хозяйственные объединения (юридические лица). Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определёнными юридическими качествами: это - качества правоспособности (т.е., способности обладать правами и нести юридические обязанности) и дееспособности (т.е., способности своими действиями приобретать права и исполнять юридические обязанности). У юридических лиц и организаций правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования.

Правоспособность свободных физических лиц возникает с момента рождения; дееспособность - с момента достижения определённого возраста.

Дееспособность связана также с психическим состоянием человека: необходимо быть психически здоровым. Полная дееспособность наступает с 18 лет. Но имеются исключения из этого общего правила (уголовная ответственность, брачный возраст).

Объект правоотношения - материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъектов, всё то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения.
Возникновение, изменение, прекращение правовых отношений всегда связано с наступлением юридического факта. Под юридическими фактами понимаются обстоятельства, жизненные события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношений.

Юридические факты подразделяют на две группы: события и действия.
События - это юридически значимые факты, которые возникают независимо от воли человека (например, естественная смерть человека ведёт к возникновению правоотношений связанную с наследованием). Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли людей. Действия могут быть подразделены на правомерные (не нарушающие закон) и неправомерные (нарушающие закон).
Правонарушение и юридическая ответственность. В самом общем виде правонарушение может быть охарактеризовано как деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.

Отличительные признаки правонарушения:
1) противоправность (она может быть выражена в отступлении от требований права, в нарушении конкретной юридической обязанности и др.);
2) это деяние дееспособных, вменяемых лиц. Правонарушение характеризуется проявлением воли человека, могущего действовать разумно. Поэтому не считается правонарушением деяния малолетних или психически больных;
3) виновность лица в совершении данного деяния.

Итак, правонарушение - это виновное противоправное деяние, носящее общественно опасный характер, совершённое лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки.

Противоправное деяние может быть совершено путём запрещённых правом действий или бездействия, т.е. неисполнением лицом своих юридических обязанностей. Кроме того, в понятии правонарушения выделяются его признаки, которые образуют состав правонарушения:
1) субъект правонарушения - физическое лицо, способное, согласно закону отвечать за свои действия, а также организации;
2) объект - общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом;
3) субъективная сторона - выяснение вопроса о виновности лица, совершившего правонарушение.
4) объективная сторона - характеристика правонарушения как противоправного деяния, а также установление связи между деянием и его последствиями;

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - общественно опасные правонарушения, запрещённые нормами уголовного права.

Проступки - противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК.
Проступки, в зависимости от объекта правонарушения и налагаемых санкций, подразделяются на административные (посягательство на порядок управления), дисциплинарные
(неисполнение обязательств, заключение противоправных сделок и т.д.).

Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение. Основание возникновения юридической ответственности - совершение правонарушения. Отличительный признак юридической ответственности – государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Государственное принуждение состоит в право восстановительных
(взыскание убытков, неустоек и т.д.) и карательных мерах. Таким образом, юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер.

Меры государственного принуждения устанавливаются в санкциях правовых норм. Различают четыре вида ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений.
1) Уголовной ответственности - подлежит тот, кто совершил преступление или был его соучастником. Суд привлекает к ответственности и определяет меру наказания своим приговором.
2) Административная ответственность - применение административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.).
3) Дисциплинарная ответственность - совершение дисциплинарных нарушений
(замечание, выговор, увольнение, отчисление).
4) Гражданско-правовая ответственность - имеет имущественный, компенсационный характер, так как её цель - восстановление нарушенных имущественных прав.

Источники права. Для того, чтобы правило поведения стало нормой оно должно быть облечено в определённую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля государства находит своё выражение в правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты государственных органов, устанавливающих нормы права. К этим органам относятся Федеральное Собрание, Президент РФ,
Правительство и т.д.

Имеется несколько разновидностей источников права. Наиболее распространённым является нормативно-правовой акт, издаваемый в установленном порядке государственным или иным компетентным органом.
Содержанием такого акта являются правовые нормы, т.е. издание этого акта всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативный акт обладает наибольшей юридической силой. Юридическая сила выражает соотношение данного акта с другими нормами, его место и роль в системе источников права.

Нормативно-правовые акты классифицируют по следующим основаниям: вид регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования
(гражданско-правовое, уголовно-правовое и др.); субъект правотворчества
(т.е. кем издан данный нормативный акт); юридическая сила (т.е. закон это или подзаконный акт); территория, на которую распространяется его действие
(федеральные, республиканские или местные нормативные акты).

Другой источник права - обычай. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его применения в течение длительного периода времени. Исторически обычай был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государственности. Признавая обычай правовым, государство возводит фактически сложившееся правило поведения в общеобязательную норму.

Значение источника права имеет судебный прецедент в том случае, когда судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по существу становится нормой права, и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило.

Статус источников права приобрели руководящие разъяснения Верховного суда и Высшего арбитражного суда, детализирующие действующее законодательство. Однако в нашей стране задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права.

В некоторых случаях государство признаёт юридическую силу за нормативными актами общественных организаций. Во всех случаях это признание основывается либо на предоставлении общественным организациям определённой компетенции, либо на утверждении каждого издаваемого акта государством.

Источником права могут выступать нормативные договоры. К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный
31.03.92 субъектами Р.; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Международный договор может служить источником права либо непосредственно, либо являться основанием для издания участвующими в нём государствами соответствующих нормативных актов.
В Российской Федерации к источникам права относятся законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти в государстве и обладающий высшей юридической силой и принимаемый в особом процедурном порядке. В РФ законы правомочны принимать Федеральное собрание и Представительные органы субъектов РФ.

Законодательный процесс включает в себя четыре стадии: реализация права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ); обсуждение проекта закона; обсуждение проекта закона; принятие закона (ст. 105 и 106
Конституции); подписание и обнародование закона (ст. 107). Закон также может быть принят непосредственно народом - путём референдума (всенародного голосования).
По своему значению законы в РФ делятся на: основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

Федеральные конституционные законы, которые принимаются по предметам ведения РФ. (Например, государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом); Федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и её субъектов.
Законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принимаемым в соответствии с конституцией РФ. Закон обладает высшей юридической силой.
Она проявляется в том, что:

1. никто, кроме высших представительных органов, не правомочен устанавливать, изменять или отменять закон;

2. все иные нормативно-правовые акты должны издаваться и осуществляться в строгом соответствии с законом;

3. в случае несоответствия подзаконный нормативно-правовой акт должен быть отменён или приведён в соответствие с законом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.