Рефераты. Государственная служба в РФ

1.                 В соответствие с конституционным принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной власти (представительной), исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольные функции в отношении  органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют  организационно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осу3ществляется посредством конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.      

2.                 По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие делятся  на федеральных государственных служащих и

государственных гражданских служащих субъектов Федераций. На начало 2002 года общая численность государственных служащих и иных государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления составила 1053,1 тыс. человек[12]. В процессе происходящего реформирования  государственной службы  численность федеральных государственных служащих в центральном аппарате уже сокращена на 20% и будет в дальнейшем оптимизироваться путем внедрения новых методов управления.

3.                 Если взять за основу такой критерий, как функциональное предназначение  и особенности службы по ее видам, то различаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных служб.

4.                 По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами (понятие должностного лица дано в ст. 2.4 КоАП РФ). Объем государственно-властных полномочий государственных служащих определяется положениями о соответствующих государственных органах и их структурных подразделениях  и должностными регламентами по каждой должности в отдельности или по типовым должностям государственной службы.

5.                 Критерием для классификации государственных служащих являются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

   Их особенность – присвоение персонально каждому государственному служащему с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины, дипломатические ранги, воинские  и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих  при ношении форменной одежды, знаков различия  (в частности погон), но и характеризуют  их должностное положение, так как соответствующими нормативными актами  устанавливаются перечни должностей  по видам  государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные  звания соответствуют этим должностям.  Например, Перечень должностей начальствующего состава  в органах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента РФ от 5 ноября 2004г.[13] 

6.                 В зависимости  от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на должности государственной службы на неопределенный срок, на определенный срок, а так же на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования  и на определенный срок государственной службы после его окончания.

7.                 Классификация государственных служащих может производиться и по иным критериям. Для примера можно привести следующие данные проведенного анализа  состава государственных гражданских  служащих по различным демографическим признакам. На начало 2002г. доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла  73%; средний возраст государственных служащих составлял 40 лет, а в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры РФ – 37 лет; большинство лиц, замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах  от 5 до 10 лет, около 25% - свыше 15 лет; сравнительно высокий процент (более 70) женщин был среди занимающих должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей государственной службы; имелась большая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими  и работниками негосударственного сектора экономики. Эти и другие показатели служат ориентирами  для устранения  негативных явлений и тенденций  и выработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы системы государственной службы, отвечающей современным задачам и функциям государства.


Глава 2.Условия прохождения государственной службы

 

2.1 Поступление на государственную службу и способы замещения должностей

   

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России – по призыву и в добровольном порядке  (по контракту); иностранными гражданами – по контракту на воинских  должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

Основные административно- правовые категории, касающиеся  поступления на государственную службу и ее прохождения приведены в таблице:

Понятие «прохождение государственной службы»

Поступление на государственную службу и ее прохождение

Способы замещения должностей государственной службы

Пунктом 5 ст. 12 Закона о системе государственной службы РФ определено,  что прохождение государственной службы включает в себя: 1)назначение на должность;

2)присвоение классного чина, дипломатического ранга и специального звания;

3)аттестацию или квалификационный экзамен;

4)другие обстоятельства (события)  в соответствии с названным Законом, федеральными законами о видах государственной службы, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами 

Поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России – по призыву и в добровольном порядке  (по контракту); иностранными гражданами – по контракту на воинских  должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.


Первый способ – на конкурсной основе. Второй способ - без проведения конкурса, т.е. путем назначения  на должность по решению уполномоченного на то государственного органа  или должностного лица  

 

Законом о системе государственной службы РФ определены общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту. Согласно ст. 12 Закона,  по контракту вправе поступать граждане России, а  на военную службу и иностранные граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом  о виде  государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта  Федерации могут быть установлены  дополнительные требования к гражданам при поступлении  на государственную службу по контракту, учитывая специфику  службы.

Служебный контракт – это соглашение между конкретными представителем нанимателя (РФ, ее субъекта) и конкретным гражданином (иностранным гражданином), поступающим на государственную службу, или государственным служащим, являющимся стороной ранее действовавшего контракта, о замещении должности того или иного вида    государственной службы и прохождении службы в определенных условиях. Контракт заключается в письменной форме установленного образца. Он определяет права, обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину  или государственному служащему  возможность замещения определенной должности, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии с действующим законодательством, своевременно и в полной мере выплачивать денежное содержание (вознаграждение), а также предоставить ему определенные государственные гарантии. Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении  контракта о прохождении государственной службы и замещение должности государственной службы  и государственный служащий  при заключении контракта о замещении должности государственной службы соответствующего вида обязуется лично исполнять должностные обязанности  в установленном порядке.

Правовое значение служебного контракта состоит также в том, что он независимо от способа замещения  должности государственной службы, является обязательным приложением к управленческому акту о назначении гражданина (государственного служащего)  на конкретную должность.

Условия контрактов, порядок их заключения, а так же основания и порядок  прекращения их действия  устанавливаются в соответствии с федеральным законом  о виде государственной службы. Контракт может заключатся с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок после его окончания. Определяется также предельный возраст пребывания  на государственной службе данного вида.

Федеральным законом о видах государственной службы   и иными нормативными правовыми актами, учитывая созданные возможности отбора кандидата и другие условия, установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1)­­ на конкурсной основе  и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.