Рефераты. Государственная служба в РФ

Существовал также перечень должностей (номенклатура), кандидатуры на которые утверждались партийными органами различного уровня. Право назначения руководителей хозяйственных, правоохранительных, военных, профсоюзных и иных ведомств и организаций  было распределено между иерархическими структурами КПСС: номенклатура Политбюро, номенклатура Секретариата ЦК, номенклатура отделов ЦК, номенклатура обкомов (крайкомов), номенклатура райкомов. Подбор кадров осуществлялся через орготделы соответствующих комитетов КПСС.

В 1987г. начался и в декабре 1991г.  закончился демонтаж партийно-государственной машины СССР.  Но была разрушена лишь  ее часть –партийная надстройка, а советский аппарат остался почти в том же виде, в котором пребывал десятилетия.

После распада СССР в России стала складываться многопартийность и  кадровая политика еще не получила до сих пор четкого и официального  выражения. Однако принцип номенклатуры, как одна из основ организации государственной службы, при принятии  Конституции 1993г. был сохранен. Так, ст.83 установила компетенцию Президента по назначению на должность  и освобождению от должности правомочных представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Реформа российской государственной службы неразрывно связана с осуществлением экономических, социальных, и политических преобразований. Это подтверждает и мировой опыт. Первое, что сделали после войны, например Австрия, Италия, ФРГ. Франция Финляндия, - провели реформу своих государственных служб. Рамочный закон о других странах Европы в 1964г., и в течение 2-3 лет они были конкретизированы  законами о доходах и пенсиях государственных служащих, о порядке прохождения службы и др. Только проведя реформу государственной службы, эти страны приступили  к экономическим реформам.

Цель реформирования государственной службы  на первых порах (примерно до 2000 г.) состояла в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в тех и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, экономичный и дисциплинированный.  Для этого и требовалось установить и соответствующий  административно правовой статус государственных служащих.

Принципиально важная роль в правовом регулировании государственной службы принадлежит Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г. Именно ею определены государственные должности РФ, предназначенные для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. В Конституции определена также компетенция  Президента, Совета Федераций и Государственной Думой по назначению на должности и освобождению от должностей государственных служащих.

31 июля 1995г. впервые был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель Закона – создание правой единой общефедеральной базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Согласно Закону об основах государственной службы  РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом  государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и  «В» в зависимости от своего назначения.

 «А» - должности, устанавливаемые конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

 «Б» - должности, устанавливаемые законодательством  для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

   «В» -   должности, учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.  

Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004г.) для законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивал реализацию его положений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федераций. В период с 1995 по 2003г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять  практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и, прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающий современным требований по свой профессиональной подготовке, деловым и личностными качествами. Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих. Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов принят не был. Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995г. «О государственных должностях РФ»[4], от 3 сентября 1997г.  «Об утверждении перечней государственных должностей  федеральной  государственной  службы»[5], от 9 апреля 1997г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» (с изм. и доп.)[6].

Указом Президента от 16 июля 2004г. «О мерах по совершенствованию государственного управления»[7] утвержден состав Межведомственной рабочей группы по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием  государственной  службы, образована при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное  повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной  систем государственной  службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ. Для достижения этих целей  в федеральной программе «Реформирование государственной  службы РФ(2003-2005 г.), утвержденной Указом Президента от 19 ноября 2002г.[8], предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых, и методических  основ  государственной  службы.

23 июля 2003г. был издан Указ Президента РФ «О мерах проведения административной реформы в 2003-2004годах». Планировалось устранить избыточные функции  министерств и ведомств, одновременно сократить численность государственных служащих и  установить им денежное содержание с учетом квалификации и персональной эффективности. В ходе реализации указов президента от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 10 апреля 2004г. «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности РФ, и лиц замещающих отдельные должности федеральной  государственной службы»[9] сокращена численность работников центральных аппаратов  этих органов примерно на 20%, а за счет этого повышены размеры денежного содержания лиц, состоящих на государственной службе в этих органах.

Президент страны в Послании Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005г. отметил: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и надменную касту, понимающую государственную  службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один для нас по- прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности , предоставление ими  качественных публичных услуг населению.» [10]   


1.2.Понятие, система и принципы государственной  службы    


К числу важнейших правовых и организационных основ системы государственной службы в РФ  относятся понятия государственной  службы и ее видов, принципы ее построения и функционирования, классификация должностей государственной  службы и государственных служащих, квалификационные требования к государственным служащим, а так же правовое положение (статус) государственных служащих.

В Федеральном законе от 27 мая 2003г. «О системе государственной  службы в РФ « в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной  службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной  службы России, которые должны применятся при правовом регулировании всех видов и уровней государственной  службы и применении их на практике  соответствующими государственными органами  и должностными лицами.

Впервые понятие государственной  службы было нормативно закреплено в п.1 ст. 2 Федерального закона  от 31 июля 1995г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (ныне утратившим силу), где под государственной  службой  понималось профессиональная деятельность граждан РФ  по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.

 В ст. Закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» дано новое определение понятия государственной  службы. Теперь государственная  служба  РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных  государственных органов; субъектов Федераций; органов государственной власти субъектов Федераций, иных государственных органов субъектов Федераций; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица,  замещающих  государственные должности РФ); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федераций (лица, замещающие государственные должности субъектов федераций).

 Что касается лиц, замещающих государственные должности РФ, то сводный перечень наименований таких должностей был утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995г[11]. Сюда относятся: Президент и Председатель правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федераций, депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие эти должности  и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные  функции, и на них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране, нормальное функционирование государственного аппарата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.