Рефераты. Банки и их роль в экономике Украины

5.    банковские активы, связанные со стоимостью банковских зданий, сооружений, оборудованием. Данная группа активов банка наименее ликвидна из всех других активов баланса, сопряжена в своих операциях со средним уровнем риска, но, тем не менее, не исключает получения определенных доходов для банка:

·      банк может извлечь доход от сдачи в аренду неиспользуемых помещений или продажи специального оборудования;

·      владея собственным зданием и оборудованием, банк не платит арендную плату;

·      презентабельные здания банка могут одним своим видом содействовать в определенной мере успеху маркетинговых усилий банка, а это – потенциальный источник будущих доходов.

В условиях рыночной экономики, где главная цель деятельности любой предпринимательской структуры, включая коммерческий банк, - это получение максимально большой прибыли, используя все возможные и законодательно допустимые рыночные инструменты и приемы, обеспечение ликвидности как базисного фактора для устойчивого и надежного функционирования коммерческих банков – задача весьма сложная и проблематичная как для самих банков, таки для всей государственной банковской системы. Причины этих проблем заключаются в следующем:

· ликвидность банка и его доходность связаны обратно пропорциональной зависимостью, – чем выше ликвидность баланса банка, тем ниже его доходность и, наоборот, - что явно противоречит основному предпринимательскому интересу банка – получение прибыли от своей деятельности;

· достижение и тем более поддержание необходимого уровня ликвидности баланса банка представляет собой весьма сложную многофакторную задачу, решение которой требует от работников банка профессиональных знаний, умения, наличия в сфере банковского дела соответствующих денежно-финансовых инструментов, институтов и нормативно-законодательных актов.

Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих банков заключается в том, чтобы через регулирующие функции Центрального Банка обеспечить:

·      поддержание стабильности функционирования банковской системы в целом;

·      исключение нарушений функциональных обязанностей в деятельности коммерческих банков как структурных звеньев государственной банковской системы без вмешательства в их оперативную предпринимательскую деятельность;

·      защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов;

·      реализацию государственной денежно-кредитной и финансовой политики.

В плане решения проблем управления и регулированием ликвидностью коммерческих банков позиции и роль государства имеют первостепенное значение, поскольку отсутствие четких и профессионально грамотных нормативно-правовых инструментов и институтов снижает практическую значимость банков в скорейшем становлении и развитии рыночных отношений в финансово-кредитной системе, а их срывы в работе из-за потери ликвидности, из-за неплатежеспособности, банкротства, необоснованности проведения рискованных операций, а также преступлений наносят непоправимый вред всей государственной банковской системе и экономике народного хозяйства в целом.




                                        II

Характерные черты и виды банков в Украине в условиях перехода к рынку


2.1. Создание банковской системы Украины

Согласно Закону Украины “О банках и банковской деятельности” (1991г.) банки – это учреждения, функциями которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлеченных средств предприятий, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций, предусмотренных этим Законом. Иными словами, банки занимаются трансформацией ресурсов внешней среды.

Согласно ст.3 Закона, коммерческим банкам запрещается деятельность в сфере материального производства, торговли, страхования. Так же, как всем другим учреждениям, запрещается осуществлять банковские операции и даже называться банком или производными от этого названия.

Согласно ст.5, банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если только не берет на себя их обязательства.

Банковская система Украины является двухуровневой и состоит из Национального банка Украины и коммерческих банков.

Становление независимой двухуровневой банковской системы рыночного типа в Украине началось в 1991 году, когда 20 марта Верховный Совет принял Закон "О банках и банковской деятельности". В этот же период Государственный банк Украины, являвшийся филиалом Госбанка СССР, преобразуется в Национальный банк Украины — с соответствующими функциями единого эмиссионного центра.

От СССР нам достались филиалы Госбанка (Промстройбанка УССР), Внешэкономбанка и Сбербанка УССР.

Со Сбербанком поступили просто, создав на базе его украинской филиальной сети до сих пор остающийся в государственной собственности Сбербанк Украины. "Умерший" с валютными вкладами украинских предприятий московский 'Внешэкономбанк" был заменен Государственным экспортно-импортным банком Украины. На базе “Промстройбанка” было создано три акционерных банка, между которыми его клиентуру разделили по специализации.

Агропромбанк "Украина" получил всех клиентов агропромышленного комплекса, Укрсоцбанк — клиентов социально-культурной сферы, предприятий торговли и услуг. Проминвестбанку (ПИБ) достались счета всех промышленных предприятий страны, что обеспечило ему 60% активов банковской системы страны. Так возник второй уровень банковской системы Украины.

Параллельно создавались и другие новые коммерческие банки.

В итоге бывшие государственные банки стали контролировать более 90% рынка банковских услуг в стране. При этом 95% капитала банковской системы сконцентрировалось в Киеве. Вследствие этого, по крайней мере, на первых два года — до начала роста филиальной сети независимых банков — украинские предприниматели в провинции оказались в ситуации, когда им просто некуда было обратиться за кредитом для развития своего бизнеса, поскольку уровень концентрации капитала в областях был искусственно снижен.

В начале в качестве наличной валюты в Украине использовался бывший советский рубль, а в качестве безналичной валюты — украинский рубль. С начала 1992 года осуществляется переход на наличный украинский карбованец, а в ноябре 1992 года — на безналичный украинский карбованец, с сентября 1996 г. — гривна...

Если в 1992 году доля совокупных активов банков "новой волны" составляла менее 5% в удельном весе всей банковской системы, то к началу 1997 года они заняли свыше 40% рынка.

Кризис неплатежей, охвативший в 1995—1997 гг. все отрасли и сферы экономики Украины, угрожает нарушить макроэкономическое равновесие в стране. В этих условиях банковские учреждения Украины оказались на пересечении кризисных, труднопрогнозируемых и взаимоисключающих процессов в политике, экономике и социальной сфере.

К началу 1997 года далеко не все коммерческие банки стали полноценными финансовыми учреждениями, поскольку не решали главных задач переходного периода.

Становление банковской системы в Украине происходило и происходит в условиях нестабильности и неопределенности. Многие коммерческие банки, которые возникли стихийно на  волне гиперинфляции, испытывают сегодня значительные трудности. Следствием этого стало то, что в режиме финансового оздоровления находится свыше 30 банков. На 1.01.97 г. в реестре НБУ насчитывалось 188 коммерческих банков. Это самый низкий уровень за последние четыре года. При этом "твердо стоящих на ногах", по мнению экспертов финансового рынка, не более 60-70. Зарегистрировано 2 государственных банка. Банков со 100% иностранным капиталом — 3 и 12 банков с участием иностранного капитала. Сегодня свыше половины украинских банков имеют уставные фонды в размере от 500 до 5 млн. ЭКЮ.

2.2. РАЗВИТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ

И РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

С 1 сентября 1995 г. украинские банки формируют страховые фонды по всем выданным кредитам в национальной валюте.

С этого времени вошло в действие постановление правления Национального банка Украины, утвердившее Положение о порядке формирования и размерах страхового фонда коммерческих банков.

Положением, в частности, определено, что страховые фонды банков формируются по всем выданным кредитам в национальной валюте Украины. Страховой фонд используется только для покрытия непогашенной кредитной задолженности. В зависимости от оценки риска кредиты, предоставленные банком, делятся на пять групп'.

|1. Стандартные (размер резервирования составляет 2%) —кредиты, предоставленные под ликвидный залог, стоимость которого превышает кредитную задолженность на 70%, или гарантии правительства Украины; предоставленные дебиторам со стабильным финансовым положением; пролонгированные не более одного раза и своевременно оплачиваемые по процентам.

2. Удовлетворительные (5%) — предоставленные под ликвидный залог, стоимость которого равняется кредитной задолженности, банковские гарантии и гарантии юридических лиц; кредиты, по которым дебитором нарушено целевое использование кредита, в особенности в случае, когда это влияет на обеспечение кредита; предоставленные дебиторам, которые никогда не допускали задержки в уплате процентов и возвращении кредитов; неоднократно пролонгированные, по которым своевременно выплачиваются проценты. Просроченная задолженность по удовлетворительным кредитам не должна превышать 30 дней.

3. Граничные (30%) — обеспеченные гарантиями страховых компаний; с залогом и другими гарантиями, стоимость которых меньше кредитной задолженности; предоставленные дебиторам, которые раньше не были клиентами банка. Просроченная задолженность по граничным кредитам составляет от 30 до 90 ней.

4. Сомнительные (80%) — предоставленные дебиторам, которые на отчетную дату оказались в сложном финансовом положении, в частности, допустили недостаток собственных оборотных средств, убыточную деятельность, иммобилизацию оборотных средств в дебиторскую задолженность, перерасход специальных фондов; по которым возникли сомнения относительно способности гаранта выполнить взятые на себя обязательства или вообще не имеющие возможности обеспечить возврат средств. Просроченная задолженность по сомнительным кредитам составляет от 90 до 180 дней.

5. Безнадежные (100%) — предоставленные дебиторам с неликвидным балансом, лжебанкротам и признанным банкротам в установленном порядке; предоставленные дебиторам, имеющим недостаточность собственных оборотных средств и убытки; предоставленные под опротестованные векселя, по которым отсутствует достоверная информация о дебиторе и гарантии погашения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.