Рефераты. Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек

4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных

эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от

закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы

и последующему ее истощению. Закаливающие мероприятия подразделяются на

общие (правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой) и

специальные (воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры). С его

помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы

сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль

закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их

число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе

избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на

организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает

кровообращение, нормализует обмен веществ.

Физическая нагрузка

Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств,

как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел,

которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении

распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность

активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите

оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий

физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются

самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.

Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере

снизили двигательную активность человека. По данным академика А. И. Берга,

в прошлом веке затрата мышечной энергии в производстве составляла 94%, а в

настоящее время всего лишь 1%. Недостаток движений отрицательно сказывается

на здоровье человека. Регулярные занятия физическими упражнениями и

спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм и призваны

компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые,

гиподинамию. Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности -

оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической

культурой и спортом. Тренировки и оздоровительные занятия способствуют

укреплению здоровья и развитию физических способностей детей и молодежи,

сохранению жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте,

профилактике неблагоприятных возрастных изменений у пожилых людей. В

процессе физ. тренировок успешно укрепляется мышечно-суставный аппарат,

снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается

содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, артериальное

давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в

сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок,

улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, наступает выраженный

закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным

экстремальным воздействиям и т.д. Из всего вышеперечисленного заметно, что

влияние физических упражнений многообразно. Оно сказывается на функциях

практически всех органов и систем организма. Но наиболее важно действие их

на сердечно-сосудистую систему. Отсюда и значимость метода для

предупреждения заболевания сердца и их лечения.

Хорошая физическая форма состоит из следующих компонентов:

1. Выносливость. Её обеспечивает здоровое сердце. Лучшие для сердца

упражнения – те, при которых организм потребляет много кислорода.

Ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание и аэробика повышают

выносливость организма.

2. Ловкость. Человек в хорошей форме должен уметь координировать свои

движения и иметь быструю реакцию, например ловкость очень хорошо

развивается у фехтовальщиков.

3. Мышечная сила. Сильные мускулы делают фигуру более привлекательной.

При выполнении силовых (анаэробных упражнений) организму не требуется

дополнительного кислорода. Плавание и велосипедный спорт включают в

себе как анаэробный, так и аэробные упражнения.

4. Мышечная выносливость. Повторяющиеся движения, например, при езде на

велосипеде или накачке шины ножным насосом, приучают мускулы

интенсивно работать не уставая.

5. Гибкость. Сильные здоровые эластичные мышцы помогают сохранить

подвижность в любом возрасте, а особенно в пожилом. Гибкость развивает

не только гимнастика, но и бадминтон, танцы и лыжи.

Для детей разных возрастов систематическое занятие физкультурой и

спортом приобретает исключительное значение. В настоящее время многие дети

ведут недостаточно активный образ жизни. Результаты исследований

доказывают, что из инертных детей обычно вырастают рыхлые взрослые,

подверженные серьёзными заболеваниями, например, ишемической болезни

сердца, остеопорозу, диабету и другим болезням, связанным с малой

подвижностью. В школьном возрасте необходимо выработать привычку к

спортивным занятиям. В более зрелом возрасте она поможет им сохранить

здоровье. Но заставлять детей заниматься спортом не надо, так как это, как

правило, приводит к обратному результату. Сначала нужно постараться

заинтересовать детей обычными детскими играми: в мяч, в салочки, в

«классики» или прятки. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный

минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же

привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в

хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Полезно отправляться

по утрам в школу пешком и гулять вечером после учебы. Систематическая

ходьба благотворно влияет на ребенка, улучшает самочувствие, повышает

работоспособность. Ходьба является сложно координированным двигательным

актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии

практически всего мышечного аппарата нашего тела. Таким образом, ежедневное

пребывание на свежем воздухе в течение 1 - 1,5 часа является одним из

важных компонентов здорового образа жизни. Особенно важна прогулка в

вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение трудового дня,

успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.

Личная гигиена

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит

его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание — это

часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть

культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение

детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является

делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что

грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил

общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками — это гигиеническое или

общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не

приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие

их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического

воспитания и это должны делать в первую очередь родители. Большое значение

в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная

гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает

тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится

жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть

тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней

накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого

кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа

может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда

неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо

ухаживать. Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею,

уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Каждый ребёнок должен

знать следующие правила:

1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и

умывальника, то кувшин с водой и таз.

2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать

себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги,

и оно будет мокрым и грязным.

3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке.

4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана

или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с

обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить

чистоту ногтей.

5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.

6. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У

каждого ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце, после того

как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.

Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю

часть груди и руки до локтя, а с 5-7-летнего возраста — обтираться до

пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем

до ощущения приятной теплоты. Перед сном необходимо мыть ноги потому, что

на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье

ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и

потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.