легочная реанимация (СЛР), ИВЛ, вазопрессоры) проводят до смерти больного.
«Высокая стоимость и финансовые ограничения, устанавливаемые
государственными регулирующими органами и страховыми компаниями, а также
этические и юридические аспекты привели к значительным изменениям в
практике ИТ во многих странах.
Принятие решения о начале или прекращении лечения может быть трудным.
С этической точки зрения оправдано любое лечение, которое позволяет
устранить болезнь или восстановить здоровье; соответственно отказ в таком
лечении не оправдан. Наоборот, если лечение не позволяет устранить болезнь
или восстановить здоровье, такое лечение может быть неоправданным и
неэтичным. Сложные вопросы о начале или прекращении лечения должны
учитывать интересы больного (или опекуна) и его родственников, а также
правила больницы и государственные законы.
ИТ является очень дорогостоящей отраслью медицины. Число коек в
отделениях ИТ обычно составляет 8-10% от коечного фонда больницы, но на их
содержание уходит 20% бюджета. Оправданием этих высоких затрат могло бы
стать снижение числа осложнений и летальности, но, к сожалению, подобных
исследований мало. Главными факторами, определяющими исход, являются
тяжесть заболевания, обратимость патологических изменений, сопутствующие
хронические изменения и возраст. Выживаемость больных в отделениях ИТ
находится в обратной зависимости от тяжести заболевания и числа пораженных
систем органов».[4] Словами инвесторов: «Чем ниже шансы больного выжить,
тем дороже лечебная процедура».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОРИТ
«Годом становления ее в нашей стране как самостоятельной службы
следует считать 1966, когда 14 апреля Приказом Министра здравоохранения №
287 впервые были созданы группы анестезиологов-реаниматологов, в задачи
которых входило оказание специализированной помощи в отделениях больниц
разного профиля. Спустя 3 года группы были преобразованы в отделения, в
состав которых могли входить палаты для ИТ и реанимации.
В последующие годы служба анестезиологии и реаниматологии постоянно
совершенствовалась: улучшались ее структура и оснащение, уточнялись
задачи, показания и противопоказания к госпитализации больных в эти
отделения.
В настоящее время задачи, структура, штатное расписание, должностные
обязанности персонала отделений анестезиологии-реанимации-интенсивной
терапии (ОАРИТ) регламентируются приказом МЗ СССР №841 от 11.06.1986г.».[5]
Организация и тактика являются основополагающими факторами
реанимационных мероприятий, залогом успешного лечения пострадавших. Особое
значение в оказании медицинской помощи имеет подготовка медицинских
сестер.
Сестринское дело вообще, тем более в реаниматологии, мне кажется
недостаточно изученным. Если посмотреть на структуру здравоохранения, то мы
увидим завышенное количество высшего медперсонала по отношению к среднему
(согласно статистике). В данной ситуации медсестра должна выступать не
только помощником, но также инициатором и организатором многих
профессиональных направлений. Если взять, к примеру, академическую сестру
(с высшим образованием), то она может выступать не только в роли помощника,
но и самостоятельного руководителя, управляя средним и младшим
медперсоналом. Любая экстренная ситуация предусматривает дезорганизацию, а
знание основ психологии и педагогики гарантируют правильный путь
взаимодействия в коллективе и с другими службами. Что касается
профессиональных медицинских вопросов, то здесь подготовка академсестры
превосходит уровень фельдшера.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
«Одним из основных понятий современной модели сестринского дела
является сестринский процесс (СП).
СП – это систематизированный метод решения проблем для предоставления
помощи пациентам при любом состоянии здоровья.
СП подразумевает использование научных методов определения медико-
санитарных потребностей пациента/семьи и отбор тех из них, которые могут
быть удовлетворены посредством СП. Сюда входит планирование мер по
удовлетворению данных потребностей, организация ухода и оценка результатов.
Сестра в сотрудничестве с другими членами бригады здравоохранения
определяет задачи, их первоочередность, вид необходимого ухода и мобилизует
необходимые ресурсы. Затем она прямо или косвенно оказывает сестринскую
помощь. После этого проводит оценку полученных результатов. Информация,
полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых
изменений последующих вмешательств в аналогичных ситуациях. Таким образом,
сестринское дело есть процесс самосовершенствования».[6]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЕСТРЫ-ОРГАНИЗАТОРА
В организации работы медицинского подразделения определяющая роль
отводится старшей сестре. Медицинским сестрам-руководителям приходится
принимать решения в условиях крайней нестабильности, постоянного дефицита
всех видов ресурсов. Для успешного выполнения этих задач недостаточно
знаний лишь своей узкой компетенции.
Старшей сестре необходимо знать цели и задачи ОРИТ, содержание
документов и материалов, используемых в работе, нормативы финансового
обеспечения отделения (сметы, стоимость отдельных видов медицинских услуг,
учет материальных ценностей).
Основными функциями в деятельности сестры-организатора являются:
планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование помогает любому руководителю определить цели и задачи
предстоящей работы. Это дает возможность наиболее рационально распределить
рабочее время, ресурсы и материальные затраты. Можно верить или не верить в
планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не
удается. Отсюда альтернатива: планировать самому или быть планируемым. Не
экономьте времени на планирование: сберегайте его, планируя свою работу.
«Каждая сестра-руководитель должна иметь информационную папку о своей
деятельности, где должны находиться функциональные обязанности, план работы
на год (месяц), список сотрудников отделений с указанием необходимых
данных, график отпусков, план занятий по повышению квалификации сотрудников
и др. В ЛПУ должна вестись документация единой формы, четко, разборчиво и
аккуратно.
Большое значение в работе сестринского персонала любого уровня
отводится правильной организации труда, куда относится организация рабочего
места, эффективное распределение персонала по рабочим точкам, создание
творческой и доброжелательной атмосферы в коллективе. Для этого необходимо
иметь достаточное количество помещений , отвечающих требованиям проводимых
в них мероприятий. Помещения не должны быть загромождены лишней мебелью и
аппаратурой, поскольку все неодушевленные предметы могут двигаться в
достаточной степени, чтобы оказаться на вашем пути. Рабочие места
необходимо оборудовать в зависимости от характера деятельности выполняемой
работы. Необходимо иметь пакеты всех нормативных документов, касающихся
работы отделения (должностные инструкции, приказы по санитарному режиму,
отраслевые стандарты).
Мотивация профессиональной деятельности персонала – одна из самых
актуальных проблем современного здравоохранения. Для мотивирования
необходимы различные подходы:
Побуждение персонала к активной деятельности с помощью материального и
морального стимулирования - начисление премий, продвижение по служебной
лестнице, дополнительный отпуск и т.п.
Формирование внутренних (психологических) побуждений к труду, интереса
к работе, творческого подхода, самоуважения с помощью создания
соответствующих условий работы – компьютеризация, красивая и качественная
спецодежда, изготовление визиток.
Каждая проделанная работа требует проверки и оценки результатов, этот
процесс называется контролем. Контроль бывает предварительным, текущим и
заключительным.
Сестра-руководитель занимается подбором и расстановкой кадров,
проводит воспитательную работу со средним и младшим медицинским персоналом.
Расставлять медицинских сестер по рабочим местам необходимо так, чтобы
выполняемая работа удовлетворяла исполнителя, чтобы каждый чувствовал себя
на своем месте и мог наиболее полно проявить себя.
Для дальнейшего повышения качества медицинского обслуживания граждан
приказом Министерства здравоохранения СССР № 654 от 13.07.77 г. была
введена аттестация медицинских сестер. Работа по повышению квалификации
медсестер является важным звеном в деятельности сестры-руководителя.
Поэтому в её обязанности входит: организация систематической учебы среднего
медперсонала, организация учебно-производственной практики, создание
оптимальных условий для сестринской деятельности и реализации творческих
способностей специалистов (научные исследования, публикации в периодической
печати)».[7]
ПЛАРНИРОВКА И РАСПОРЯДОК РАБОТЫ ОРИТ
Существуют различные варианты планировки ОРИТ, однако в любом случае
она должна обеспечивать максимально свободный доступ к телу больного,
позволяющий проводить реанимационные мероприятия, возможность доставки и
использования лечебно-диагностической аппаратуры.
«Реанимационный зал предназначен для оказания экстренной помощи
больным, находящимся в критическом состоянии и требующим проведения
длительной ИВЛ, аппаратных методов лечения – экстракорпоральной
детоксикации, искусственной гипотермии и др. Здесь выполняют такие
манипуляции и операции, как венесекция, трахеостомия, крикотомия,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7