Рефераты. Развитие речи у детей от 0 до 7 лет

конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое

слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще

пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех

и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру

слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей

последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»).

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет

распространенные и сложные предложения.

В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? гда?

когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности

малыша, а использование различных частей речи - о дальнейшем этапе развития

мыслительной деятельности.

Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл

сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает,

что лично его касается, что связано с его переживаниями.

На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи.

Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ,

использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте

значительно возрастает.

Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в

развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем

языка, поэтому их речь остается несколько свообразной. Правильное

произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано.

Многие звуки произносятся еще смягченно: "зяйка" (зайка), "пизяма"

(пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно

("лиса"), в другом - неправильно: "повзет" (ползет). Не все дети в этом

возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: "балабан" (барабан), "Зеня"

(Женя). Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но

недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки

других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие

речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка.

Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения

звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного

произношения.

Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к

обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и

последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что

слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка

к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных

наблюдений.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно.

Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в

дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие

нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень

внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать

умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать

с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с

четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может

разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным

внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас

слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально

произносить звуки.

Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему

возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает

трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать

событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает

неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает

уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь

между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать

названия некоторых предметов, действий, т. е. У ребенка появляется

мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова,

которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка»,

а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает

грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает

развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи

преобладают простые распространенные члены («Тут сидят Таня и Света),

существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»).

В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и

наречий, в речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять

слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети

этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют

слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными;

неправильно употребляют надежные окончания («Мама «окны» моет»); при

образовании родительного падежа существительных множественного числа

отмечается влияние окончания –ов, -ев на другие склонения (дом – домов,

ручка – «ручков»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых

имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»),

неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для

окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он

был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки,

рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка

состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно

связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без

дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в

высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может

также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он

лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые

они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен

запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а

неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать

ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство

детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х,

приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется

звук ц. У некоторых детей появляются звуи позднего онтогенеза (звуки ш, ж,

ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие

звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими : звук ш звуком с

(«суба» вместо шуба) и т.д.

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в

формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с

правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще

недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества

звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует

обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и

совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение

произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и

правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду,

мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов,

другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки

монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные

предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове

звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь

точно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне

чиста и правильна его сторона произношения. Ребенок может с небольшой

помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать

наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от

ребенка.

К 5-6 годам – примерно 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к

некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает

по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит

«намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.). Это

свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы

образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого

опыта делает это неудачно.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном

и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее

существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи

и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и

богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих,

он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.