звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь
их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а
потом и подражательно воспроизводить синкретично слитые с вокальными
шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в
соответствии с закономерностями родной речи. Важнейшими в этом процессе
нормирования оказываются и-образные тембровые переходы между шумовыми и
вокальными элементами – основа будущих характернейших для русской речи
мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное
упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.
Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На
четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие
пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.
Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним
короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание - важное
упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно
бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши
с удовольствием повторяют такие звукосочетания как «ма», «ха» и др.
Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии
ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются
разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.
На пятом-шестом месяца, как движения, так и звуки выделились из общего
состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими
движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как
специальными средствами общения.
На этом этапе возникает еще одна особенность в общении ребенка со
взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве
средства заставить взрослого обратить на себя внимание и «выразить» ему
свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок
произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только
выражают его радость при виде взрослого – они адресованы ему, служат тому,
чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него
инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих
желаний.
В этот период большую роль в общении ребенка со взрослым начинает играть
его память. Прошлый опыт помогает ребенку более четко дифференцировать
настоящее. Он узнает своих и отличает их от чужих. Все это подготовляет
ребенка к самому важному шагу – к общению со взрослым на основе понимания.
В конце первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на движения и
действия взрослого и обнаруживать их понимание. Когда взрослый протягивает
ребенку руки, он, посмотрев на них, в ответ протягивает свои.
На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная
линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш
длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной
интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с
ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании
игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя,
продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным.
Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и
положительное эмоциональное состояние ребенка.
К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др.
Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба,
ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и
слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки,
произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги
повторно.
Подведем краткие итоги. Возникновению у ребенка речи предшествует
подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого
полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое
значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для
развития его речи.
А) на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и
отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;
Б) на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем
воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ
положительные эмоции, а к концу второго месяца – в ответном взгляде,
громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;
В) на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со
взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на
приветствие взрослого ребенок выражает свою радость («комплекс оживления»);
Г) на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому
голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со
взрослым осуществляется по инициативе ребенка;
Д) на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками
голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне
ситуации общения.
На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает
различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого,
некоторые его движения и действия. Все это является основой для
возникновения у ребенка понимания речи.
Развитие речи ребенка от 6-12 месяцев жизни.
Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со
взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это
общение остается главным примерно до 3-4 лет.
В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь
взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие
действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он
находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и
называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько
предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает
ручками ("ладушки"), на слова "до свидания" машет ручкой.
Со второго полугодия (6-7 мес.) возникает новый тип общения между взрослым
и ребенком – общение на основе понимания речи взрослого при ознакомлении
ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его
поведением. Общение на основе понимания отличается тем, что тождество
между обращением и ответом разрывается. Форма обращения взрослого к ребенку
не тождественна цели обращения, как это имеет место при эмоциональном
общении. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не
форме обращения, а его цели. Дальнейшее развитие понимания у ребенка
состоит в о все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется
взрослый, от преследуемой обращением цели, пока ребенок не начинает
выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному
требованию взрослого, т. е. Пока понимание не превращается в чисто речевое
понимание.
Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью
обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального
контакта с ним, а выполнение ребенком какого-либо движения, действия или,
напротив, воздержание от него. В этих взаимоотношениях взрослый влияет на
его эмоционально-волевую сферу. Эмоциональный контакт с ребенком и здесь
необходим, так как положительное отношение к взрослому является для него
основным мотивом его деятельности и ребенок очень охотно и радостно
выполняет требуемое от него действие или движение. Выполнение действия или
движения в условиях такого общения содержит уже элементы произвольности,
так как ребенок производит это действие или движение не по собственному
влечению, а по требованию взрослого.
Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного
периода в развитии детской речи. В понимании развивается смысловая сторона
речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его
самостоятельной (звуковой) речи. Смысловое содержание – указание на какое-
либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь
собеседнику, - является специфической особенностью человеческой речи.
Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является
общение с окружающими. До сих пор мы разбирали непосредственное
эмоциональное общение. Сейчас мы рассмотрим другой тип общения с ребенком,
принципиально отличный от первого. Мы имеем в виду такое общение, которое
направлено на какой-нибудь объект – лицо, предмет или действие. Только этот
вид общения носит специфический характер человеческой речи. Речевое
общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.
Г. Л. Розенгарт-Пупко считает что, для развития у ребенка понимания
речи требуется следующее.
В первую очередь приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого
лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на
втором полугодии.
Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и
предмету, т. е. Показанный объект должен занимать какое-то место в его
жизненной практике – это может быть близкий ребенку человек, интересная
игрушка и т. п..
Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект
(лицо, предмет, действие) должен быть взрослым соотнесен со словами – его
названием.
Понимание речи как акт общения заключает в себе активное восприятие и
ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого. Однако не
следует считать, что ребенок здесь пассивен, наоборот, восприятие речи
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9