Рефераты. Развитие речи у детей от 0 до 7 лет

звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь

их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а

потом и подражательно воспроизводить синкретично слитые с вокальными

шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в

соответствии с закономерностями родной речи. Важнейшими в этом процессе

нормирования оказываются и-образные тембровые переходы между шумовыми и

вокальными элементами – основа будущих характернейших для русской речи

мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное

упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.

Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На

четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие

пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.

Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним

короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание - важное

упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно

бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши

с удовольствием повторяют такие звукосочетания как «ма», «ха» и др.

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии

ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются

разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

На пятом-шестом месяца, как движения, так и звуки выделились из общего

состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими

движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как

специальными средствами общения.

На этом этапе возникает еще одна особенность в общении ребенка со

взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве

средства заставить взрослого обратить на себя внимание и «выразить» ему

свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок

произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только

выражают его радость при виде взрослого – они адресованы ему, служат тому,

чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него

инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих

желаний.

В этот период большую роль в общении ребенка со взрослым начинает играть

его память. Прошлый опыт помогает ребенку более четко дифференцировать

настоящее. Он узнает своих и отличает их от чужих. Все это подготовляет

ребенка к самому важному шагу – к общению со взрослым на основе понимания.

В конце первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на движения и

действия взрослого и обнаруживать их понимание. Когда взрослый протягивает

ребенку руки, он, посмотрев на них, в ответ протягивает свои.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная

линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш

длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной

интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с

ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании

игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя,

продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным.

Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и

положительное эмоциональное состояние ребенка.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др.

Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба,

ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и

слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки,

произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги

повторно.

Подведем краткие итоги. Возникновению у ребенка речи предшествует

подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого

полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое

значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для

развития его речи.

А) на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и

отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;

Б) на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем

воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ

положительные эмоции, а к концу второго месяца – в ответном взгляде,

громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;

В) на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со

взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на

приветствие взрослого ребенок выражает свою радость («комплекс оживления»);

Г) на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому

голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со

взрослым осуществляется по инициативе ребенка;

Д) на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками

голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне

ситуации общения.

На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает

различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого,

некоторые его движения и действия. Все это является основой для

возникновения у ребенка понимания речи.

Развитие речи ребенка от 6-12 месяцев жизни.

Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со

взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это

общение остается главным примерно до 3-4 лет.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь

взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие

действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он

находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и

называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько

предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает

ручками ("ладушки"), на слова "до свидания" машет ручкой.

Со второго полугодия (6-7 мес.) возникает новый тип общения между взрослым

и ребенком – общение на основе понимания речи взрослого при ознакомлении

ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его

поведением. Общение на основе понимания отличается тем, что тождество

между обращением и ответом разрывается. Форма обращения взрослого к ребенку

не тождественна цели обращения, как это имеет место при эмоциональном

общении. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не

форме обращения, а его цели. Дальнейшее развитие понимания у ребенка

состоит в о все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется

взрослый, от преследуемой обращением цели, пока ребенок не начинает

выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному

требованию взрослого, т. е. Пока понимание не превращается в чисто речевое

понимание.

Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью

обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального

контакта с ним, а выполнение ребенком какого-либо движения, действия или,

напротив, воздержание от него. В этих взаимоотношениях взрослый влияет на

его эмоционально-волевую сферу. Эмоциональный контакт с ребенком и здесь

необходим, так как положительное отношение к взрослому является для него

основным мотивом его деятельности и ребенок очень охотно и радостно

выполняет требуемое от него действие или движение. Выполнение действия или

движения в условиях такого общения содержит уже элементы произвольности,

так как ребенок производит это действие или движение не по собственному

влечению, а по требованию взрослого.

Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного

периода в развитии детской речи. В понимании развивается смысловая сторона

речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его

самостоятельной (звуковой) речи. Смысловое содержание – указание на какое-

либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь

собеседнику, - является специфической особенностью человеческой речи.

Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является

общение с окружающими. До сих пор мы разбирали непосредственное

эмоциональное общение. Сейчас мы рассмотрим другой тип общения с ребенком,

принципиально отличный от первого. Мы имеем в виду такое общение, которое

направлено на какой-нибудь объект – лицо, предмет или действие. Только этот

вид общения носит специфический характер человеческой речи. Речевое

общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.

Г. Л. Розенгарт-Пупко считает что, для развития у ребенка понимания

речи требуется следующее.

В первую очередь приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого

лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на

втором полугодии.

Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и

предмету, т. е. Показанный объект должен занимать какое-то место в его

жизненной практике – это может быть близкий ребенку человек, интересная

игрушка и т. п..

Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект

(лицо, предмет, действие) должен быть взрослым соотнесен со словами – его

названием.

Понимание речи как акт общения заключает в себе активное восприятие и

ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого. Однако не

следует считать, что ребенок здесь пассивен, наоборот, восприятие речи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.