Рефераты. Развитие речи у детей от 0 до 7 лет

становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его,

ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе "Покажи, где

лошадка" смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической

работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с

действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом

постепенно усложняя задания. По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают

предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении

в активной речи на первых порах делают еще много ошибок.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он

хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю

его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Примерно после

года у ребенка (при условии его нормального развития) начинает развиваться

активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще «автономны», порой

понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для

себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое

название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

На первом году жизни ребенок не может дать ответ в словесной форме, но

ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые

элементарные слова появляются к концу первого года. Для воспитания у него

понимания надо развивать такой тип общения, в котором взрослый побуждает

ребенка к выполнению различных движений, действий, к произнесению звуков.

Такое общение строится на движениях, которыми он уже владеет: «встань»,

«сядь», «ложись» и т. п. Надо разучивать с ребенком различные новые

движения по словесному предложению взрослого. Например, вызывать у ребенка

7-8 месяцев соответствующие движения рук на слова «ладушки», «до свидания»,

движения ножками на слова «топ-топ». Для того чтобы «разучить» с ребенком

понимание названия какого-нибудь предмета, нужно вызвать у него движение к

этому предмету.

Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна не просто сопровождать

действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к

действию, регулировать его, тогда только она воспринимается ребенком. Если

даже ребенок умеет самостоятельно обращаться с чашкой и ложкой, но не

приучен к общению, он не реагирует на обращение к нему по поводу этих

предметов речь.

К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для

ребенка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно

произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным

воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество

понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий

с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь

и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может

выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова

можно, хорошо, плохо. Понимание речи меняет не только поведение, но

существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в

период от 9-10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Первые

слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и

подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни

становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай,

на, бах, ав и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое

содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по

звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К

концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных ("лепетных")

слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов

значительно меньше понимаемых им. В этот период ребенок еще много лепечет,

лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко -

при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить

неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданное, заинтересовавшись

чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить

для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания

речи усложняются действия с предметами.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На

основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу

первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев -

30, а к 2 годам - 300 слов. Изменяется и удельный вес речевых реакций при

самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев

преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень

разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные

возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество

слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6

месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произносимых

правильно, т. е. ребенок уже может сказать не "ав-ав", а "собачка", хотя

само произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие

люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом

коротких фраз. Большое достижение в развитии речи детей - появление у них

вопросов: "А это?" "Какая?", что говорит об уровне их познавательной

активности.

В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными речевыми

реакциями? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных

движений, словами - до 1 года 6 месяцев, в момент сильной

заинтересованности, внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1

года 6 месяцев дети начинают пользоваться слова и во время игры, при этом

их речь часто носит необращенный характер.

Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит к двум годам,

хотя первые слова малыш может произнести и раньше. Овладение активной речью

нередко имеет характер «взрыва» - еще недавно ребенок молчал и вдруг

заговорил так, что остановить невозможно. Некоторые ученые связывают такую

внезапность возникновения активной речи с открытием ребенком того факта,

что каждый предмет имеет свое название. Однако срок - 2 года - оказывается

очень приблизительным для возникновения речи. Может быть, ни одно

приобретение ребенка не имеет таких индивидуальных вариантов в сроках

появления, как речь.

Особенно бурно его речь развивается в дошкольный период, даже

несколько раньше, примерно с двух лет. Начиная с этого возраста, он быстро

накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает

произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит

в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. С каждым

годом быстро увеличивается активный словарь ребенка.

В начале второго года звуки «ам» превращаются обычно в звуки «ням-ням».

Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-

ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос,

хочет ли он «а-а», ребенок отвечает звуками «а-а», при этом тужится и всей

мимикой выражает свое состояние. Характерной чертой этой речи является то,

что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из

жестов, мимики и звука. Это еще не настоящая звуковая речь, а

жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовет взрослого

(«мам», «няня», «тетя»), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли

на руки, опустили на пол. Весь остальной контекст фразы выражается

телодвижениями, жестами, мимикой.

Слова ребенок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через

два после того, как они стали произноситься в ответ на предложение или

вопрос взрослого.

1 полугодие 2 года жизни.

Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее

понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений

со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в

себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро

заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он

быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его

среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный

поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его,

взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми

развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и

изображения, запоминать их название.

Слово дает возможность ему запоминать, отождествлять и обобщать

воспринимаемое. Эта деятельность имеет уже некоторые элементы

произвольности. Ребенок выполняет предложение близкого взрослого только в

том случае, если оно сделано ласковым тоном.

На втором году согласие или отказ выражается более четко и к тому же в

речевой форме: «да», «не» («нет»).

Понимание ребенком смысла слова в своем развитии проходит целый ряд

ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета

тесно связывается у него с переживанием, с действием с данным предметом, с

местом, где обычно находится предмет. Это приводит к тому, что он относит

каждое понимаемое слово к широкому кругу различных предметов и действий, к

целым ситуациям, которые связаны с предметом. Но с другой стороны, ребенок

не умеет еще обобщать в слове однородные предметы, отличающиеся друг от

друга по размеру, по материалу и т. п.

В начале второго года звуки «ам» превращаются обычно в звуки «ням-ням».

Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.