Рефераты. Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах

превышающих значения соответствующих ПДВ (ПДС).

* Тип аварии:

те же типы аварий, что приняты для 3-го уровня вмешательства СЦЭМП.

* Характер участия:

- возможное участие ББР и регионального базового центра;

- привлечение к работам специалистов СЦЭМП.

Основные функции:

'- проведение в ограниченном объеме (или выборочных) исследований по

оценке радиационной обстановки и условий облучения;

- осуществление выборочных измерений на СИЧ для оценки внутреннего

загрязнения и доз облучения;

- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий.

* ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

- единичные случаи облучения персонала в дозах, превышающих ПДВ;

- загрязнение радиоактивными материалами участков производства;

- обнаружение радиоактивных источников или локальных участков

загрязнения территории.

Тип аварии:

нарушение правил эксплуатации установок или других устройств, связанных с

выходом ионизирующих излучений;

- нарушение правил эксплуатации и хранения открытых и закрытых

радиоактивных источников.

Характер участия:

- участие специалистов СЦЭМП или базового центра в расследовании по случаю

аварии или инцидента;

- проведение консультаций;

- подготовка экспертных заключений.

Основные функции:

- участие в организации и проведении расследования по случаю аварии или

инцидента;

- анализ и оценка собранной информации;

- подготовка заключения и рекомендаций.

В реальных условиях влияние радиации обычно сочетается с

воздействием токсических и иных нерадиационных факторов (ожог. травма,

отравление угарным газом при пожаре, поступление окиси азота, фтора,

концентрированных кислот, щелочей и др.). Пораженным оказывают экстренную

довра-чебную и врачебную помощь. Затем осуществляют мероприятия

квалифицированной медицинской помощи в полном объеме в острый период;

динамическое медицинское наблюдение в отдаленные сроки; общие и

специфические лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

рациональное трудоустройство на основе экспертного заключения.

Доврачебную и врачебную медицинскую помощь оказывают при остром

отравлении радионуклидами и при однократном внешнем облучении в дозах,

превышающих 1 Гр, а также при локальном облучении (конечностей) в дозе 10

Гр. Оказание экстренной доврачеб-ной помощи проводят силами предприятия

(учреждения, лаборатории), на котором возникла авария, с использованием

специализированных противорадиационных и общих аварийных аптечек, а

врачебной помощи -силами ББР на здравпункте, в центральной районной или

городской больнице, обслуживающей данный контингент. Пострадавших не

позднее чем через 1 -Зч госпитализируют для медицинского обследования и

специализированного лечения в полном объеме.

Врачебную помощь при острых отравлениях радионуклидами осуществляют в

возможно короткие сроки с момента происшествия (минуты, часы). Она

включает проверку эффективности мер. принятых при оказании доврачебной

помощи, с корректировкой и восполнением недосмотров, допущенных на

предыдущем этапе. Экстренную медицинскую помощь при внешнем облучении в

дозах, прогнозирующих развитие острой лучевой болезни или радиационного

повреждения сегмента тела, оказывают в обычном стационаре либо в

специализированном учреждении в зависимости от предполагаемой тяжести и

клинических проявлений поражения. Таковы основные принципы организации

экстренной медицинской помощи при радиационных авариях.

О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И

СТРОИТЕЛЬСТВОМ РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Предупредительный санитарный надзор за проектированием и строительством

объектов представляет собой наиболее важный этап в системе санитарного

(санитарно-эпидемиологического) надзора. Особенностью предупредительного

санитарного надзора за состоянием радиологических объектов -

предназначенных для работ с источниками ионизирующих излучений (ИИИ),

транспортирования и хранения радиоактивных веществ (РВ), а также

захоронения радиоактивных отходов - является контроль за выполнением

требований по обеспечению радиационной безопасности всех категорий

облучаемых людей, а также по предупреждению радиоактивного загрязнения

окружающей среды. При его осуществлении, помимо документов по

предупредительному санитарному надзору общего характера, необходимо

руководствоваться специальными государственными (отраслевыми) руководящими

и нормативными документами, указаниями и рекомендациями Минздрава

и Госсанэпиднадзора Российской Федерации, распространяющимися на

проектируемые и строящиеся радиологические объекты, соответствующими

приказами министра обороны РФ (СССР), а также нормативными и техническими

условиями по монтажу источников.

Во всех случаях при проведении предупредительного санитарного надзора за

проектированием и строительством радиологических объектов

основополагающими документами,, выполнение требований которых гарантирует

реализацию главных задач радиационной гигиены - предупреждение радиационных

поражений и заболеваний. связанных с облучением, максимальное снижение

вредного воздействия

ионизирующих излучений - являются Нормы радиационной безопасности НРБ-

76/87. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и

другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87, приказ министра

обороны СССР 1983 г. N285.

Объекты, на которых используются ИИИ, можно разделить на несколько групп

(не считая специфических объектов флота с ядерными энергетическими

установками): объекты химических войск, химической службы (стационарные и

подвижные ремонтно-гра-дуировочные мастерские, хранилища радиоактивных

веществ); объекты воинских частей, предприятий и строительных

организаций, использующих ИИИ в производственных целях (промышленная гамма-

и рен-тгенодефектоскопия, различного типа и предназначения радиоизотопные

приборы);

объекты лечебно-профилактических учреждений (рентгенодиагностические

кабинеты и отделения, отделения лучевой терапии. радиоизотопной

диагностики, радоноле-чебницы).

Медицинская служба должна вести учет всех строящихся и реконструируемых в

военном округе (на флоте) радиологических объектов. В противном случае

пострадают не только планирование, но и вся последующая деятельность по

предупредительному санитарному надзору за этими объектами. Кроме того,

следует помнить, что такие объекты часто строятся (реконструируются,

ремонтируются) хозяйственным способом без предварительной разработки

проектов, а если они и есть, то в большинстве случаев не согласовываются со

специалистами медицинской службы, имеют значительные отклонения от

действующих норм, в том числе

регламентирующих вопросы защиты от ИИИ.

Очень важно поэтому в системе предупредительного санитарного надзора

предусмотреть участие представителей медицинской службы в работе

по выбору земельных участков под строительство. При этом большое значение

имеет взаимодействие медицинской службы со строительными управлениями и

проектными организациями, своевременное получение от них информации о

предстоящей работе. Такое взаимодействие за последние годы в большинстве

военных округов и флотов в целом налажено. Однако специалистам военных

округов, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению в

результате аварии на ЧАЭС. при выборе земельных участков под строительство

объектов (в том числе и для работы с ИИИ) трудно квалифицированно оценить

радиационную обстановку.

Получить необходимую информацию для использования при организации работ

по радиационному обследованию участков предполагаемого строительства

помогут направленные в военные округа, подвергшиеся радиоактивному

загрязнению. Методические рекомендации по обследованию объектов

Министерства обороны СССР. размещенных на радиоактивно загрязненной

территории (N 566/8/4330 от 6.08.1991 г.).

Активное участие медицинской службы требуется в ходе приемки законченных

строительством (после реконструкции, капитального ремонта)

радиологических объектов. Следует отметить, что большинство из них,

построенных хозяйственным способом. принимают в эксплуатацию формально. без

привлечения в состав приемочных комиссий представителей санитарно-

эпидемиологических учреждений, осуществляющих санитарный надзор на данной

территории. Их. как правило, не включают в состав комиссии даже при вводе в

эксплуатацию рентгеновских кабинетов. Командование госпиталей вспоминает о

них лишь при оформлении санитарных паспортов.

Одной из задач предупредительного санитарного надзора за проектированием

рассматриваемых объектов являются выборочные проверки проектной

документации на соответствие их действующим санитарным правилам и нормам, в

том числе при использовании ИИИ. Чаще всего при этом главным специалистам

военных округов и флотов, специалистам санитарно-эпидемиологичес-ких

учреждений приходится иметь дело с проектной документацией объектов

химической службы и лечебно-профилактических учреждений. в которой

необходимо оценивать качество проектирования с точки зрения организации и

достаточности защиты от ионизирующих излучений. При рассмотрении таких

проектов следует учитывать некоторые особенности.

Так, например, для строительства стационарных ремонтно-

градуировочных мастерских и хранилищ РВ разработаны соответствующие типовые

проекты. Однако в последнее время в военных округах и на флотах эти объекты

строят хозяйственным способом, причем со значительными отклонениями от

типовых проектов. Поэтому при их рассмотрении нужно обращать внимание на

наличие обоснованных данных о защите рабочих мест и смежных помещений от

ионизирующих излучений, о расчете эффективности защитных ограждений и

устройств, о системе блокировки и сигнализации, о положении облучателя при

превышении заданного уровня радиации, о механизации операций с

высокоактивными источниками излучений, а также о системах вентиляции и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.