превышающих значения соответствующих ПДВ (ПДС).
* Тип аварии:
те же типы аварий, что приняты для 3-го уровня вмешательства СЦЭМП.
* Характер участия:
- возможное участие ББР и регионального базового центра;
- привлечение к работам специалистов СЦЭМП.
Основные функции:
'- проведение в ограниченном объеме (или выборочных) исследований по
оценке радиационной обстановки и условий облучения;
- осуществление выборочных измерений на СИЧ для оценки внутреннего
загрязнения и доз облучения;
- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий.
* ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Основные критерии:
- единичные случаи облучения персонала в дозах, превышающих ПДВ;
- загрязнение радиоактивными материалами участков производства;
- обнаружение радиоактивных источников или локальных участков
загрязнения территории.
Тип аварии:
нарушение правил эксплуатации установок или других устройств, связанных с
выходом ионизирующих излучений;
- нарушение правил эксплуатации и хранения открытых и закрытых
радиоактивных источников.
Характер участия:
- участие специалистов СЦЭМП или базового центра в расследовании по случаю
аварии или инцидента;
- проведение консультаций;
- подготовка экспертных заключений.
- участие в организации и проведении расследования по случаю аварии или
инцидента;
- анализ и оценка собранной информации;
- подготовка заключения и рекомендаций.
В реальных условиях влияние радиации обычно сочетается с
воздействием токсических и иных нерадиационных факторов (ожог. травма,
отравление угарным газом при пожаре, поступление окиси азота, фтора,
концентрированных кислот, щелочей и др.). Пораженным оказывают экстренную
довра-чебную и врачебную помощь. Затем осуществляют мероприятия
квалифицированной медицинской помощи в полном объеме в острый период;
динамическое медицинское наблюдение в отдаленные сроки; общие и
специфические лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
рациональное трудоустройство на основе экспертного заключения.
Доврачебную и врачебную медицинскую помощь оказывают при остром
отравлении радионуклидами и при однократном внешнем облучении в дозах,
превышающих 1 Гр, а также при локальном облучении (конечностей) в дозе 10
Гр. Оказание экстренной доврачеб-ной помощи проводят силами предприятия
(учреждения, лаборатории), на котором возникла авария, с использованием
специализированных противорадиационных и общих аварийных аптечек, а
врачебной помощи -силами ББР на здравпункте, в центральной районной или
городской больнице, обслуживающей данный контингент. Пострадавших не
позднее чем через 1 -Зч госпитализируют для медицинского обследования и
специализированного лечения в полном объеме.
Врачебную помощь при острых отравлениях радионуклидами осуществляют в
возможно короткие сроки с момента происшествия (минуты, часы). Она
включает проверку эффективности мер. принятых при оказании доврачебной
помощи, с корректировкой и восполнением недосмотров, допущенных на
предыдущем этапе. Экстренную медицинскую помощь при внешнем облучении в
дозах, прогнозирующих развитие острой лучевой болезни или радиационного
повреждения сегмента тела, оказывают в обычном стационаре либо в
специализированном учреждении в зависимости от предполагаемой тяжести и
клинических проявлений поражения. Таковы основные принципы организации
экстренной медицинской помощи при радиационных авариях.
О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И
СТРОИТЕЛЬСТВОМ РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Предупредительный санитарный надзор за проектированием и строительством
объектов представляет собой наиболее важный этап в системе санитарного
(санитарно-эпидемиологического) надзора. Особенностью предупредительного
санитарного надзора за состоянием радиологических объектов -
предназначенных для работ с источниками ионизирующих излучений (ИИИ),
транспортирования и хранения радиоактивных веществ (РВ), а также
захоронения радиоактивных отходов - является контроль за выполнением
требований по обеспечению радиационной безопасности всех категорий
облучаемых людей, а также по предупреждению радиоактивного загрязнения
окружающей среды. При его осуществлении, помимо документов по
предупредительному санитарному надзору общего характера, необходимо
руководствоваться специальными государственными (отраслевыми) руководящими
и нормативными документами, указаниями и рекомендациями Минздрава
и Госсанэпиднадзора Российской Федерации, распространяющимися на
проектируемые и строящиеся радиологические объекты, соответствующими
приказами министра обороны РФ (СССР), а также нормативными и техническими
условиями по монтажу источников.
Во всех случаях при проведении предупредительного санитарного надзора за
проектированием и строительством радиологических объектов
основополагающими документами,, выполнение требований которых гарантирует
реализацию главных задач радиационной гигиены - предупреждение радиационных
поражений и заболеваний. связанных с облучением, максимальное снижение
вредного воздействия
ионизирующих излучений - являются Нормы радиационной безопасности НРБ-
76/87. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и
другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87, приказ министра
обороны СССР 1983 г. N285.
Объекты, на которых используются ИИИ, можно разделить на несколько групп
(не считая специфических объектов флота с ядерными энергетическими
установками): объекты химических войск, химической службы (стационарные и
подвижные ремонтно-гра-дуировочные мастерские, хранилища радиоактивных
веществ); объекты воинских частей, предприятий и строительных
организаций, использующих ИИИ в производственных целях (промышленная гамма-
и рен-тгенодефектоскопия, различного типа и предназначения радиоизотопные
приборы);
объекты лечебно-профилактических учреждений (рентгенодиагностические
кабинеты и отделения, отделения лучевой терапии. радиоизотопной
диагностики, радоноле-чебницы).
Медицинская служба должна вести учет всех строящихся и реконструируемых в
военном округе (на флоте) радиологических объектов. В противном случае
пострадают не только планирование, но и вся последующая деятельность по
предупредительному санитарному надзору за этими объектами. Кроме того,
следует помнить, что такие объекты часто строятся (реконструируются,
ремонтируются) хозяйственным способом без предварительной разработки
проектов, а если они и есть, то в большинстве случаев не согласовываются со
специалистами медицинской службы, имеют значительные отклонения от
действующих норм, в том числе
регламентирующих вопросы защиты от ИИИ.
Очень важно поэтому в системе предупредительного санитарного надзора
предусмотреть участие представителей медицинской службы в работе
по выбору земельных участков под строительство. При этом большое значение
имеет взаимодействие медицинской службы со строительными управлениями и
проектными организациями, своевременное получение от них информации о
предстоящей работе. Такое взаимодействие за последние годы в большинстве
военных округов и флотов в целом налажено. Однако специалистам военных
округов, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению в
результате аварии на ЧАЭС. при выборе земельных участков под строительство
объектов (в том числе и для работы с ИИИ) трудно квалифицированно оценить
радиационную обстановку.
Получить необходимую информацию для использования при организации работ
по радиационному обследованию участков предполагаемого строительства
помогут направленные в военные округа, подвергшиеся радиоактивному
загрязнению. Методические рекомендации по обследованию объектов
Министерства обороны СССР. размещенных на радиоактивно загрязненной
территории (N 566/8/4330 от 6.08.1991 г.).
Активное участие медицинской службы требуется в ходе приемки законченных
строительством (после реконструкции, капитального ремонта)
радиологических объектов. Следует отметить, что большинство из них,
построенных хозяйственным способом. принимают в эксплуатацию формально. без
привлечения в состав приемочных комиссий представителей санитарно-
эпидемиологических учреждений, осуществляющих санитарный надзор на данной
территории. Их. как правило, не включают в состав комиссии даже при вводе в
эксплуатацию рентгеновских кабинетов. Командование госпиталей вспоминает о
них лишь при оформлении санитарных паспортов.
Одной из задач предупредительного санитарного надзора за проектированием
рассматриваемых объектов являются выборочные проверки проектной
документации на соответствие их действующим санитарным правилам и нормам, в
том числе при использовании ИИИ. Чаще всего при этом главным специалистам
военных округов и флотов, специалистам санитарно-эпидемиологичес-ких
учреждений приходится иметь дело с проектной документацией объектов
химической службы и лечебно-профилактических учреждений. в которой
необходимо оценивать качество проектирования с точки зрения организации и
достаточности защиты от ионизирующих излучений. При рассмотрении таких
проектов следует учитывать некоторые особенности.
Так, например, для строительства стационарных ремонтно-
градуировочных мастерских и хранилищ РВ разработаны соответствующие типовые
проекты. Однако в последнее время в военных округах и на флотах эти объекты
строят хозяйственным способом, причем со значительными отклонениями от
типовых проектов. Поэтому при их рассмотрении нужно обращать внимание на
наличие обоснованных данных о защите рабочих мест и смежных помещений от
ионизирующих излучений, о расчете эффективности защитных ограждений и
устройств, о системе блокировки и сигнализации, о положении облучателя при
превышении заданного уровня радиации, о механизации операций с
высокоактивными источниками излучений, а также о системах вентиляции и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5