Рефераты. Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах

Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ

Анализ опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных

бедствий свидетельствует о том, что независимо от происхождения

чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной

медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую

очередь силами лечебно-профилактических учреждений. максимально

приближенных к местам дислокации потенциально опасных объектов или к

районам, где возможны катастрофы природного происхождения.

Первичным звеном службы экстренной медицинской помощи являются так

называемые бригады быстрого реагирования (ББР), которые должны быть созданы

на базе лечебно-профилактических учреждений. обслуживающих

потенциально опасные объекты, или центральных городских (районных) лечебно-

профилактических учреждений 'в местах, где возможны стихийные бедствия. В

состав ББР для оказания ЭМП при радиационных авариях входят врач-

радиолог (2). врач-гематолог-лаборант (1). физик-дозиметрист (2), гигиенист-

гематолог (1). Организационное, кадровое, финансовое, материально-

техническое их обеспечение осуществляется учреждением, на базе которого

созданы ББР.

Основная задача бригад - оказание экстренной медицинской помощи

пораженным.

госпитализация их в специализированные местные. региональные или

центральные лечебные учреждения. Если сил и средств местных органов

здравоохранения недостаточно, то в этом случае привлекаются ББР

региональных и центральных служб ЭМП.

Региональные центры организуются в крупных городах на базе станций

экстренной и планово-консультативной помощи республиканских (в составе

России), краевых и областных больниц. Их организационно-штатная структура

зависит от количества и характера радиационно. опасных объектов в

обслуживаемом районе с учетом экономических. климатических, климатогеог-

рафических, .экологических и других особенностей. Первичным звеном

службы ЭМП регионального центра являются ББР такого же состава и структуры,

что и на местах. Центры предназначены для поддержания в постоянной

готовности территориальных специализированных сил и средств службы ЭМП,

особенно когда масштабы радиационной аварии и число пораженных

превосходят возможности местных служб ЭМП.

На региональные центры возлагается:

I. В период аварийной готовности (до возникновения аварии) -

прогнозирование медико-экологических последствий возможных радиационных

аварий в регионе: взаимо-

действие с ведомственными медицинскими службами, органами

госсаннадзора, администрацией потенциально опасных объектов,

формированиями Гражданской обороны; установление связи и порядка оповещения

о возникновении чрезвычайных ситуаций; накопление запасов медицинского и

другого имущества из расчета работы ББР в течение 72 ч; определение путей

эвакуации пораженных и населения в случае поступления в окружающую среду

значительных количеств радиоактивных веществ; проверка готовности личного

состава ББР и специализированных лечебно-профилактических учреждений

к эвакуации пострадавших.

2. При возникновении чрезвычайных ситуаций - направление к месту

происшествия ответственных представителей регионального центра и ББР (если

же авария произошла на объекте, расположенном в одном из городов региона,

то к выезду готовится ББР);

обеспечение постоянной связи с объектом и представление донесений в

вышестоящие органы здравоохранения; организация и проведение при

необходимости санитарно-профилактических и противоэпидемических

мероприятий.

Головным учреждением^ Российской Федерации по вопросам организации и

оказания ЭМП при чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными

поражениями, является Специализированный научно-практический. центр

экстренной медицинской помощи (СЦЭМП) "Защита', который возложенные на

него задачи, решает через региональные центры. ББР и выездной автономный

госпиталь (ВАГ) на пневмокаркасных •модулях. В структуру центра наряду с

практическими входят научные подразделения, обеспечивающие разработку новых

и совершенствование существующих методов и средств оказания экстренной

медицинской помощи при радиационных авариях, подготовку нормативно-

методических документов, определяющих порядок действия служб ЭМП,

обоснование системы медико-гигиенических мероприятий по предупреждению

таких катастроф и аварийной готовности служб ЭМП.

Для решения вопроса о привлечении дополнительных сил и средств

используется шкала критериев о степени участия СЦЭМП "Защита" в оказании

экстренной медико-санитарной помощи при радиационных авариях, согласно

которой выделяется пять уровней вмешательства.

В ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

- облучение персонала в дозах свыше 1 Гр:

- комбинированные травмы, ожоги и другие виды поражений, опасные для

жизни;

- выброс в окружающую среду радиоактивных материалов в количествах,

требующих чрезвычайных мер по "Защите населения;

- число пострадавших, нуждающихся в оказании экстренной медицинской

помощи, более 50 человек.

Тип аварии:

- аварии на ядерно-энергетических установках (ЯЭУ), соответствующие 7-5-му

уровням шкалы МАГАТЭ (INES) радиационных аварий на АЭС;

- серьезные аварии при транспортировании радиоактивных материалов

(ядерное топливо, радиоактивные отходы);

- аварии на хранилищах высокоактивных отходов;

- серьезные аварии на судовых ЯЭУ при нахождении судна в порту.

* Характер участия:

- частичное или полное развертывание ВАГ;

- усиление ВАГ дополнительно ББР СЦЭМП;

- привлечение ББР базовых центров и медико-санитарных частей (МСЧ);

- привлечение специализированной клиники.

Основные функции:

-• оценка радиационной обстановки на аварийном объекте и прилегающей

территории;

- диагностика поражения и медицинская сортировка пострадавших;

- оказание неотложной и специализированной медицинской помощи;

- организация эвакуации пострадавших для лечения в специализированном

стационаре;

- участие в мероприятиях по обследованию персонала объекта и населения;

- участие в санитарно-гигиенических мероприятиях;

- участие в мероприятиях по предупреждению дальнейшего переоблучёния

персонала и населения;

- сопровождение пострадавших в специализированный стационар.

* ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ

* Основные критерии:

- облучение персонала в дозах свыше 1 Гр;

- загрязнение помещений, поверхностей оборудования;

- возможность травматических и других повреждений, требующих оказания

неотложной медицинской помощи; •

- число пострадавших, требующих оказания специализированной и других

видов медицинской помощи, не превышает 50 человек.

*Тип аварии:

- аварии на ЯЭУ, соответствующие 5-4-му уровням шкалы МАГАТЭ;

- транспортные аварии:

- аварии на хранилищах радиоактивных отходов;

- аварии на судовых-ЯЭУ;

- аварии на отдельных технологических участках производства и в

исследовательских лабораториях, связанных с производством или

Использованием радиоактивных материалов;

- разгерметизация и выход из-под контроля закрытых радиоактивных

источников, содержащих значительные количества того или иного

радиоактивного элемента (изотопа).

*Характер участия:

- частичное развертывание . отделений ВАГ (в основном приемно-

сортировочного отделения, санпропускника и амбулаторно-поликлинического

отделения);

- участие ББР базового центра;

- при необходимости участие специализированной клиники. -

* Основные функции:

- те же. что и при 5-м уровне вмешательства. но при условии меньшего

числа пострадавших:

- оказание неотложной и специализированной медицинской помощи требуется в

основном персоналу объекта;

- здоровье населения, как правило, находится вне опасности.

* ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

* Основные критерии:

- облучение персонала в перерасчете на облучение всего организма в дозах

0,5-1.0 Гр

и ниже;

- наличие или возможность высоких доз локального облучения;

- наличие внутреннего облучения;

- высокие уровни загрязнения кожного покрова;

- радиоактивное загрязнение помещений и оборудования участка

производства, а также прилегающей к нему производственной территории;

- возможное число пострадавших, требующих медицинской помощи, не более 15-

20 человек.

* Тип аварии:

"'- аварии и события на ЯЭУ, соответствующие 3-му уровню и ниже шкалы

МАГАТЭ:

- аварии на отдельных технологических участках производства, промышленных

и исследовательских лабораторий, связанных с обращением и хранением

радиоактивных материалов;

- аварии с радиоактивными источниками, связанные с их разгерметизацией.

* Характер участия:

- участие ББР -регионального, базового центра:

- привлечение к работам специалистов СЦЭМП и других организаций;

- ограниченное участие специализированного стационара, в основном для

уточнения диагноза и проведения детальных исследований.'

* Основные функции:

- оценка характера аварии и радиационной обстановки;

- проведение экспрессного дозиметрического обследования людей,

подвергшихся воздействию радиационного фактора;

- подготовка заключения о необходимости дальнейшего обследования и

лечения в условиях специализированного стационара;

- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий

по предупреждению дальнейшего возможного переоблучения персонала и

ликвидации последствий аварии.

*ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

*Основные критерии:

облучение ограниченного числа работников (менее 15 человек) в дозах 0,25-

0,5 Гр;

- радиоактивное загрязнение ограниченного числа помещений и оборудования

участка производства;

- выброс (сброс) в окружающую среду радионуклидов в количествах, несколько

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.