Рефераты. Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую

коррекцию этих нарушений.

В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии

различают три основные формы неврозов:

. неврастению,

. невроз навязчивых состояний

. истерию.

. психастению.

Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного или

возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при

неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений

могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные

травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным:

наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения,

головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся

раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость

движений.

Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями,

страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с

переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальной

системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в

значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз

характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением,

чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны

случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются

истерические припадки.

Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системы

и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и

эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному

мудрствованию.

Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15

лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная

анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении

себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое

интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.

Особенно часто невротические расстройства и различные психические

заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный

период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые

кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно

осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или

критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

Вывод.

Таким образом, для нормального развития детей и подростков на каждом

отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий. Решить

эту первостепенную задачу возможно только при тесном содружестве

специалистов разных профилей: педагогов, психологов, физиологов, медиков и

гигиенистов.

Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов".

План:

. Ознакомление с теорией построения опытов.

. Подготовка необходимых материалов согласно каждого эксперимента.

. Выполнение и анализ результата эксперимента.

. Описание результата эксперимента.

. Сделать заключение, выводы.

Введение.

Результаты экспериментов послужат для детального представления работы

рецепторов человека в разных частях его тела.

В ходе работы попробуем проанализировать чувствительность рецепторов

на разных участках тела.

Эксперимент №1. Острота осязания.

Оборудование, инструмент:

Линейка.

Циркуль - измеритель.

Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах

проведения эксперимента, физический здоровый.

Условия работы:

1. Температура циркуля - измерителя постоянна на протяжении

всего эксперимента.

2. Иголки циркуля - измерителя одинаковой длины.

3. Линейка с миллиметровой шкалой и с четкими делениями.

Ход работы:

При прикосновении циркуля - измерителя к участку тела должно быть

явное различие двух "уколов".

Опыт повторяем дважды на одном и том же участке тела во избежании

недоразумений.

Результат рассчитываем как среднее арифметическое из этих двух

измерений.

Для эксперимента выберем три участка тела:

. Язык.

. Плечо.

. Палец на руке.

Постепенно сужая циркуль - измеритель добиваемся того, что вместо двух

уколов ощущаем один или точно не можем проанализировать количество

раздражителей.

|Язык |Плечо |Палец на руке|

|0,9 мм |48 мм |4 мм |

Подождем некоторое время и проведем эксперимент заново.

|Язык |Плечо |Палец на руке|

|0,8 мм |43 мм |4 мм |

Рассчитаем среднее арифметическое значение по полученным данным.

|Язык |Плечо |Палец на руке|

|0,85 мм |45,5 мм |4 мм |

Выводы:

В результате эксперимента мы удостоверились и подтвердили что на

различных участках тела острота осязания разная. Язык более чувствителен к

прикосновению, чем палец или плечо.

Острота осязания - величина обратная порогу различия, т.е.

минимальному расстоянию между двумя раздражаемыми одновременно точками

кожи, которое сопровождается ощущениями прикосновения в двух точках

(двойственным ощущением).

Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов.

Оборудование, инструмент:

Три тазика с водой:

первый - температура воды равно 100 С.

второй - температура воды равно 250 С.

третий- температура воды равно 400 С.

Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах

проведения эксперимента, физический здоровый.

Условия работы:

1. Температура в помещении постоянная.

2. На момент эксперимента температура воды в тазиках

контролируется термометрами.

Ход работы:

При проведении опыта испытуемому предварительно не охлаждали и не

нагревали руки.

Проведение опыта достаточно единожды т.к. результаты эксперимента

будут на лицо при соблюдении условий работы.

Итак, левая рука помещена в тазик с температурой воды равной 100 С -

прохладно, правая помещена в тазик с температурой воды равной 400 С -

тепло.

Подождем пять минут.

Поместим обе руки в тазик с температурой воды 250 С:

Ощущения:

Левая рука - ощущение тепла.

Правая рука - ощущение холода.

Подождем 2 - 10 минут - эффект адаптации, обе руки воспринимают

температуру воды в тазике как нормальную температуру.

Адаптация - (от lat. adaptatoi - прилаживание, приноравливание) в

широком смысле слова свойство организма приспосабливаться к действию

факторов окружающей среды.

При необходимости эксперимент можно повторить несколько раз с

увеличением времени ожидания.

Выводы:

В результате эксперимента подтвердили, что человеку свойственно

адаптироваться к условиям, в которых ему необходимо, в частном случае, к

температурным условиям.

Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы.

Оборудование, инструмент:

Колба. (Стакан)

В первом случае наполненная холодной водой

Во втором случае наполненная горячей водой.

Секундомер.

Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах

проведения эксперимента, физический здоровый.

Условия работы:

Температура в помещении постоянная.

Ход работы:

Проведем двойной анализ действия холодного и теплого (горячего)

предмета на кожу человека.

Первый анализ - длительное прикосновение.

Второй анализ - кратковременное, частое прикосновение.

Приложим колбу наполненную холодной водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав

ее мы будем продолжать ощущать чувство холода, но это чувство со временем

проходит. Изменим условия проведения, колбу будем ритмично подносить ко лбу

на протяжении 2 - 5 минут, с частотой 1 - 3 секунды. В результате ощущения

холода остается на протяжении всего опыта постоянным, а вот ощущения

прикосновения мы ощущаем согласно своей частоте прикосновения.

Проделаем эти опыты с теплой (горячей) водой.

Приложим колбу наполненную теплой водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав

ее мы будем продолжать ощущать чувство тепла. Но ощущение тепла пропадает

гораздо быстрее, чем в предыдущем опыте - чувство холода.

Условия прикосновения изменим согласно вышеприведенного эксперимента.

Частота прикосновения 1 - 3 сек, на протяжении 2 - 5 минут. Ощущения тепла

исчезает при отводе колбы. Последовательные прикосновения и ощущения тепла

носят прерывистый характер.

Выводы:

В результате этого эксперимента мы делаем вывод, что последствия

холодного раздражителя выражено отчетливее, чем теплого.

Заключение:

В ходе выполнения этого практического задания выяснили, что рецепторы

человека выполняют огромную роль. В зависимости от назначения органов

человеку свойственны, усиленное или уменьшенное действие рецепторов.

Список литературы.

1. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384

с., ил.

2. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. - М.: Прогресс. 1983.

3. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979

4. Физиология человека / под. ред. Г. И. Косицкого. - Ф50 3-е изд.,

перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил.

5. Физиология человека / под. ред. Н. В. Зимкина. - 3-е изд. -

М.: Физкультура и спорт. 1964.

-----------------------

[pic]

[pic]

Рисунок 1. Изменения интегративных показателей ВНД у детей и подростков в

процессе развития.

Рисунок 2. Образование условного рефлекса на речевой (1) и непосредственный

раздражитель (2) у детей и подростков. А - девочки, Б - мальчики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.