и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическую
коррекцию этих нарушений.
В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрии
различают три основные формы неврозов:
. неврастению,
. невроз навязчивых состояний
. истерию.
. психастению.
Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного или
возбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто при
неврастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушений
могут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различные
травмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным:
наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения,
головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятся
раздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкость
движений.
Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями,
страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана с
переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.
Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальной
системы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается в
значительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот невроз
характеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением,
чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известны
случаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаются
истерические припадки.
Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системы
и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и
эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному
мудрствованию.
Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15
лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервная
анорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничении
себя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокое
интеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой.
Особенно часто невротические расстройства и различные психические
заболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный
период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые
кризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно
осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или
критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.
Вывод.
Таким образом, для нормального развития детей и подростков на каждом
отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий. Решить
эту первостепенную задачу возможно только при тесном содружестве
специалистов разных профилей: педагогов, психологов, физиологов, медиков и
гигиенистов.
Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов".
План:
. Ознакомление с теорией построения опытов.
. Подготовка необходимых материалов согласно каждого эксперимента.
. Выполнение и анализ результата эксперимента.
. Описание результата эксперимента.
. Сделать заключение, выводы.
Введение.
Результаты экспериментов послужат для детального представления работы
рецепторов человека в разных частях его тела.
В ходе работы попробуем проанализировать чувствительность рецепторов
на разных участках тела.
Эксперимент №1. Острота осязания.
Оборудование, инструмент:
Линейка.
Циркуль - измеритель.
Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах
проведения эксперимента, физический здоровый.
Условия работы:
1. Температура циркуля - измерителя постоянна на протяжении
всего эксперимента.
2. Иголки циркуля - измерителя одинаковой длины.
3. Линейка с миллиметровой шкалой и с четкими делениями.
Ход работы:
При прикосновении циркуля - измерителя к участку тела должно быть
явное различие двух "уколов".
Опыт повторяем дважды на одном и том же участке тела во избежании
недоразумений.
Результат рассчитываем как среднее арифметическое из этих двух
измерений.
Для эксперимента выберем три участка тела:
. Язык.
. Плечо.
. Палец на руке.
Постепенно сужая циркуль - измеритель добиваемся того, что вместо двух
уколов ощущаем один или точно не можем проанализировать количество
раздражителей.
|Язык |Плечо |Палец на руке|
|0,9 мм |48 мм |4 мм |
Подождем некоторое время и проведем эксперимент заново.
|0,8 мм |43 мм |4 мм |
Рассчитаем среднее арифметическое значение по полученным данным.
|0,85 мм |45,5 мм |4 мм |
Выводы:
В результате эксперимента мы удостоверились и подтвердили что на
различных участках тела острота осязания разная. Язык более чувствителен к
прикосновению, чем палец или плечо.
Острота осязания - величина обратная порогу различия, т.е.
минимальному расстоянию между двумя раздражаемыми одновременно точками
кожи, которое сопровождается ощущениями прикосновения в двух точках
(двойственным ощущением).
Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов.
Три тазика с водой:
первый - температура воды равно 100 С.
второй - температура воды равно 250 С.
третий- температура воды равно 400 С.
1. Температура в помещении постоянная.
2. На момент эксперимента температура воды в тазиках
контролируется термометрами.
При проведении опыта испытуемому предварительно не охлаждали и не
нагревали руки.
Проведение опыта достаточно единожды т.к. результаты эксперимента
будут на лицо при соблюдении условий работы.
Итак, левая рука помещена в тазик с температурой воды равной 100 С -
прохладно, правая помещена в тазик с температурой воды равной 400 С -
тепло.
Подождем пять минут.
Поместим обе руки в тазик с температурой воды 250 С:
Ощущения:
Левая рука - ощущение тепла.
Правая рука - ощущение холода.
Подождем 2 - 10 минут - эффект адаптации, обе руки воспринимают
температуру воды в тазике как нормальную температуру.
Адаптация - (от lat. adaptatoi - прилаживание, приноравливание) в
широком смысле слова свойство организма приспосабливаться к действию
факторов окружающей среды.
При необходимости эксперимент можно повторить несколько раз с
увеличением времени ожидания.
В результате эксперимента подтвердили, что человеку свойственно
адаптироваться к условиям, в которых ему необходимо, в частном случае, к
температурным условиям.
Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы.
Колба. (Стакан)
В первом случае наполненная холодной водой
Во втором случае наполненная горячей водой.
Секундомер.
Температура в помещении постоянная.
Проведем двойной анализ действия холодного и теплого (горячего)
предмета на кожу человека.
Первый анализ - длительное прикосновение.
Второй анализ - кратковременное, частое прикосновение.
Приложим колбу наполненную холодной водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав
ее мы будем продолжать ощущать чувство холода, но это чувство со временем
проходит. Изменим условия проведения, колбу будем ритмично подносить ко лбу
на протяжении 2 - 5 минут, с частотой 1 - 3 секунды. В результате ощущения
холода остается на протяжении всего опыта постоянным, а вот ощущения
прикосновения мы ощущаем согласно своей частоте прикосновения.
Проделаем эти опыты с теплой (горячей) водой.
Приложим колбу наполненную теплой водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убрав
ее мы будем продолжать ощущать чувство тепла. Но ощущение тепла пропадает
гораздо быстрее, чем в предыдущем опыте - чувство холода.
Условия прикосновения изменим согласно вышеприведенного эксперимента.
Частота прикосновения 1 - 3 сек, на протяжении 2 - 5 минут. Ощущения тепла
исчезает при отводе колбы. Последовательные прикосновения и ощущения тепла
носят прерывистый характер.
В результате этого эксперимента мы делаем вывод, что последствия
холодного раздражителя выражено отчетливее, чем теплого.
Заключение:
В ходе выполнения этого практического задания выяснили, что рецепторы
человека выполняют огромную роль. В зависимости от назначения органов
человеку свойственны, усиленное или уменьшенное действие рецепторов.
Список литературы.
1. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384
с., ил.
2. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. - М.: Прогресс. 1983.
3. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979
4. Физиология человека / под. ред. Г. И. Косицкого. - Ф50 3-е изд.,
перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил.
5. Физиология человека / под. ред. Н. В. Зимкина. - 3-е изд. -
М.: Физкультура и спорт. 1964.
-----------------------
[pic]
Рисунок 1. Изменения интегративных показателей ВНД у детей и подростков в
процессе развития.
Рисунок 2. Образование условного рефлекса на речевой (1) и непосредственный
раздражитель (2) у детей и подростков. А - девочки, Б - мальчики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5