Рефераты. Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

клюквенный сок, то слюноотделение начинается только при предъявлении

безусловного раздражителя. Подобные случаи «не образования» условного

рефлекса проявляются тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а среди

детей одного возраста — у более дисциплинированных и способных.

Словесная инструкция значительно ускоряет образование условных

рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления:

условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственных

раздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности

обусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия в

процессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Особое значение для учителя и воспитателя имеет следующий возрастной

период—подростковый (с 11 — 12 до 15—17 лет). Это время больших эндокринных

преобразований в организме подростков и формирования у них вторичных

половых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшей

нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов,

большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности

нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных

раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй

сигнальной системы. Образно этот период можно было бы назвать «горным

ущельем».

Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности

подростка (вспыльчивость, «взрывная» ответная реакция даже на

незначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педагогами.

Положение подростка, как правило, усугубляется все более

усложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и, прежде всего

школы. К сожалению, сегодня далеко не каждый педагог учитывает в своей

работе функциональные возможности детей, отсюда и те трудности, которые

возникают у педагога и большинства родителей в их общении с подростками.

Только правильный здоровый режим, спокойная обстановка, твердая

программа занятий, физическая культура и спорт, интересная внеклассная

работа, доброжелательность и понимание со стороны взрослых являются

основными условиями для того, чтобы переходный период прошел без развития

функциональных расстройств и связанных с ним осложнений в жизни ребенка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным

морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческого

тела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции

психической деятельности и физиологических функций организма, ведущее

значение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второй

сигнальной системы.

Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого

человека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были

оптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становится

упорядоченной и гармоничной.

Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под

влиянием различных факторов.

Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватное

приспособление к действию факторов окружающей среды, поэтому те или иные

влияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности.

В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной

деятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них,

становясь патологическими.

Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе

учебных занятий

Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и прежде

всего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивно

работают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второй

сигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами.

Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их

функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения

высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы

согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной

деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня

наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение

индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной

системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников.

Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и

физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными

изменениями высшей нервной деятельности.

Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихся

имеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки

на свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровня

высшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточная

продолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-

синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-

рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами.

Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, и

все ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают.

Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических

препаратов и химических веществ.

Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковых

клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и

высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую

нервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичными

изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче.

Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие

кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения,

а в больших — вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения.

Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных

функций. В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждения

несколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа их

высшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для них

является нежелательным.

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков

оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает

возбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека в

результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между

процессами возбуждения и торможения и значительно снижается

работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей

и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том

числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много

общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов,

в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется

повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности.

Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается

тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У

подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно

широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой

деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым.

Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно

за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более

выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со

взрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В

результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают

резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью

подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы

против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду

гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как,

по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70

% «познакомились» с алкоголем в 10 — 11 лет и в большинстве случаев это

была вина родителей.

Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые

напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет —в 40 %, в

возрасте 15—16 лет — в 32%.

Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и

подростков.

К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует

относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны

как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с

функциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройства

высшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональные

нарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить в

органические, структурные.

Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с

различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому

должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания

у детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметить

появление невротических расстройств высшей нервной деятельности у ребенка,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.