Рефераты. Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные

виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно

рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато

обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их

формирование впоследствии.

К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает

вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица.

Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить.

Ребенок пытается произносить отдельные слова («мама», «папа», «деда»,

«тетя», «дядя» и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные

раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет

развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность

с первой.

Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации

деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта

координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова

неправильно.

Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и

грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы.

Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки,

которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с

ним «общий язык». Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком

слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие

нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.

Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития

речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения.

Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к

кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с

соответствующими словами, называя свои действия.

Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных,

конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от

зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих

Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между

словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух

или про себя) и видимых (при чтении).

На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-

рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной

системы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов);

непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные

реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные

раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года

слова приобретают сигнальное значение.

Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной

системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая

социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство

решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа.

Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более

того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном

уровне. При этом возраст с двух до пяти является «критическим» в овладении

речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и

возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться

говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не

в состоянии произнести уже ни одного слова.

Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и

исследовательской деятельностью. «При этом,— пишет М. М. Кольцова,—

сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее может

быть охарактеризована не вопросом «что это такое?», а вопросом «что с этим

можно сделать?». Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его,

ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.».

Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется «предметным»

характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта

особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием

мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной

чувствительности уже к 1—2 годам достигают достаточно высокой

функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание

этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная

активность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза

значительно замедляет психическое и физическое развитие.

Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостью

образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе

на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов. Павлов считал эти

виды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов

(«группированное отражение явлений внешнего мира в мозгу»).

Примечательной особенностью двух - трехлетнего ребенка является

легкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новый

стереотип вырабатывается легче. М. М. Кольцова пишет: «Теперь для ребенка

становятся важными не только режим дня: часы сна, бодрствования, питания и

прогулок,— но и последовательность в надевании или снимании одежды или

порядок слов в знакомой сказке и песенке — все получает значение. Очевидно,

что при недостаточно сильных и подвижных еще нервных процессах дети

нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к окружающей

среде».

Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет

отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда

событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время

является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.

Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи

и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность

и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают

доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз

вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же

легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не

вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными

выше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонние

раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста,

что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных

привычек и навыков.

Таким образом, перед творческой инициативой воспитателя в этот период

открываются поистине неисчерпаемые возможности. Многие выдающиеся педагоги

(Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст от двух до

пяти особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и

психических возможностей человека. Физиологически это основывается на том,

что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время,

отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю его

жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут быть

длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко

восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.

К пяти — семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов,

и дети начинают свободно говорить. «Слово в этом возрасте уже имеет

значение «сигнала сигналов», т. е. получает обобщающее значение, близкое к

тому, которое оно имеет для взрослого человека».

Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития

функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. В

связи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам

слово может эффективно применяться для образования условных связей.

Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с

непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит

ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в

нефизиологических условиях.

Высшая нервная деятельность детей школьного возраста

Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что

младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного»

развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и

возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также

уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого

обучения ребенка. Это переход «от рефлекторной эмоциональности к

интеллектуализации эмоций»

Однако только на базе обучения письму и чтению слово становится

предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов

предметов и действии. Незначительное ухудшение процессов высшей нервной

деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации

к школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основе

развития второй сигнальной системы условно - рефлекторная деятельность

ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку.

Например, при выработке вегетативных и сомато - двигательных условных

рефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только на

безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если

испытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.