тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные
виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно
рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато
обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их
формирование впоследствии.
К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает
вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица.
Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить.
Ребенок пытается произносить отдельные слова («мама», «папа», «деда»,
«тетя», «дядя» и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные
раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет
развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность
с первой.
Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации
деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта
координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова
неправильно.
Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и
грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы.
Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки,
которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с
ним «общий язык». Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком
слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие
нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.
Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития
речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения.
Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к
кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с
соответствующими словами, называя свои действия.
Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных,
конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от
зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих
Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между
словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух
или про себя) и видимых (при чтении).
На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-
рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной
системы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов);
непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные
реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные
раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года
слова приобретают сигнальное значение.
Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной
системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая
социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство
решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа.
Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более
того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном
уровне. При этом возраст с двух до пяти является «критическим» в овладении
речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и
возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться
говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не
в состоянии произнести уже ни одного слова.
Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и
исследовательской деятельностью. «При этом,— пишет М. М. Кольцова,—
сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее может
быть охарактеризована не вопросом «что это такое?», а вопросом «что с этим
можно сделать?». Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его,
ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.».
Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется «предметным»
характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта
особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием
мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной
чувствительности уже к 1—2 годам достигают достаточно высокой
функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание
этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная
активность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза
значительно замедляет психическое и физическое развитие.
Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостью
образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе
на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов. Павлов считал эти
виды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов
(«группированное отражение явлений внешнего мира в мозгу»).
Примечательной особенностью двух - трехлетнего ребенка является
легкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новый
стереотип вырабатывается легче. М. М. Кольцова пишет: «Теперь для ребенка
становятся важными не только режим дня: часы сна, бодрствования, питания и
прогулок,— но и последовательность в надевании или снимании одежды или
порядок слов в знакомой сказке и песенке — все получает значение. Очевидно,
что при недостаточно сильных и подвижных еще нервных процессах дети
нуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к окружающей
среде».
Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех лет
отличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегда
событие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это время
является бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам.
Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речи
и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность
и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают
доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз
вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так же
легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже не
вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указанными
выше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонние
раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста,
что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредных
привычек и навыков.
Таким образом, перед творческой инициативой воспитателя в этот период
открываются поистине неисчерпаемые возможности. Многие выдающиеся педагоги
(Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст от двух до
пяти особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических и
психических возможностей человека. Физиологически это основывается на том,
что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время,
отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю его
жизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут быть
длительное время заторможенными, но в определенных условиях легко
восстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи.
К пяти — семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов,
и дети начинают свободно говорить. «Слово в этом возрасте уже имеет
значение «сигнала сигналов», т. е. получает обобщающее значение, близкое к
тому, которое оно имеет для взрослого человека».
Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития
функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. В
связи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам
слово может эффективно применяться для образования условных связей.
Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с
непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит
ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в
нефизиологических условиях.
Высшая нервная деятельность детей школьного возраста
Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, что
младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного»
развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и
возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также
уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого
обучения ребенка. Это переход «от рефлекторной эмоциональности к
интеллектуализации эмоций»
Однако только на базе обучения письму и чтению слово становится
предметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов
предметов и действии. Незначительное ухудшение процессов высшей нервной
деятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации
к школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основе
развития второй сигнальной системы условно - рефлекторная деятельность
ребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку.
Например, при выработке вегетативных и сомато - двигательных условных
рефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только на
безусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если
испытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5