Прикамский социальный институт
филиал Московского открытого социального университета
Контрольная работа
по
"Общей физиологии центральной нервной системы"
и
"Высшей нервной деятельности"
Разработал студент:
группы П-СО - 98
Корягин Юрий Игоревич
Проверила:
кандидат медицинских наук
Кононова Маргарита Леонидовна
1998 г.
Содержание
Реферат по теме:
"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка". 3
Развитие нервной системы 3
Возникновение центральной нервной системы. 3
Общая схема строения организма человека. 3
Назначение нервной системы. 5
Особенности безусловных и условных рефлексов. 5
Классификация безусловных рефлексов. 6
Физиологические механизмы образования условных рефлексов. 6
Классификация условных рефлексов. 7
Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от
рождения до 7 лет). 7
Высшая нервная деятельность детей школьного возраста 10
Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием
различных факторов. 12
Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе
учебных занятий 12
Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических
препаратов и химических веществ. 12
Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и
подростков. 13
Вывод. 15
Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов".
16
План: 16
Введение. 17
Эксперимент №1. Острота осязания. 18
Оборудование, инструмент: 18
Условия работы: 18
Ход работы: 18
Выводы: 18
Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов. 19
Оборудование, инструмент: 19
Условия работы: 19
Ход работы: 19
Выводы: 19
Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы. 19
Оборудование, инструмент: 20
Условия работы: 20
Ход работы: 20
Выводы: 20
Заключение: 20
Список литературы. 21
"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка".
Развитие нервной системы
Нервная система высших животных и человека представляет собой
результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых
существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в
связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней
среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти
воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией.
Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения
организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних
органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо
познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.
Возникновение центральной нервной системы.
У самых низко организованных животных, например у амебы, еще нет ни
специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-
либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может
воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением
образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию,
амеба передвигается к раздражителю, например к пище.
У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции
возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и
органы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и для
функции связи и координации.
Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы на
большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков
координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного
двигательного акта.
В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и
усовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникают
разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических,
химических, температурных, световых и иных раздражителей. Появляется сложно
устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образа
жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. В
результате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток в
компактные органы возникают центральная нервная система и периферические
нервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются от
рецепторов в центральную нервную систему, по другим — из центров к
эффекторам.
Общая схема строения организма человека.
Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему
многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько
структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из
фундаментальных понятий в биологии. Под терминов «рост» в настоящее время
понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков,
связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием
понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в
усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех
тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.
Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения
тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и
качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к
появлению у ребенка новых качественных особенностей.
Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до
естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч.
ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два
относительных этапа развития:
1. Пренатальный
2. Постнатальный
Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.
Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее
резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.
В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или
«возрастного кризиса».
|Возраст |Изменяющиеся факторы |Последствия |
|от 2х до 4х |Развитие сферы общения с внешним |Повышение воспитательных|
| |миром. |требований. |
| |Развитие формы речи. |Повышение двигательной |
| |Развитие формы сознания. |деятельности |
|с 6 до 8 лет |Новые люди |Уменьшение двигательной |
| |Новые друзья |деятельности |
| |Новые обязанности | |
|с 11 до 15 |Изменение гормонального баланса с |Конфликты в семье и в |
|лет |созреванием и перестройкой работы |школе |
| |желез внутренней секреции. |Вспыльчивый характер |
| |Расширение круга общения | |
Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что
формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им
требуется.
Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей
и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа
человеку на случай непредвиденных обстоятельств.
Функциональной системой – называют временное объединение различных
органов детского организма, направленное на достижение полезного для
существования организма результата.
Назначение нервной системы.
Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.
Без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток,
тканей, органов в единое гормональное работающее целое.
Функциональную нервную систему делят «условно» на два типа:
|Низшая нервная система |Высшая нервная система |
|Включает в себя особые процессы |Включает в себя те функциональные |
|регуляции всех внутренних органов и |механизмы мозга, которые обеспечивают|
|физиологических систем организма |человеку адекватный контакт с |
|человека. |окружающей средой. |
Таким образом, благодаря деятельности нервной системе мы связаны с
окружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайны
его материальных явлений. Наконец, благодаря деятельности нервной системы,
человек способен активно воздействовать на окружающую природу,
преобразовывать ее в желаемом направлении.
На высшем этапе своего развития центральная нервная система
приобретает еще одну функцию: она становится органом психической
деятельности, в котором на основе физиологических процессов возникают
ощущения, восприятия и появляется мышление. Мозг человека является органом,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5