Рефераты. Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

Прикамский социальный институт

филиал Московского открытого социального университета

Контрольная работа

по

"Общей физиологии центральной нервной системы"

и

"Высшей нервной деятельности"

Разработал студент:

группы П-СО - 98

Корягин Юрий Игоревич

Проверила:

кандидат медицинских наук

Кононова Маргарита Леонидовна

1998 г.

Содержание

Реферат по теме:

"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка". 3

Развитие нервной системы 3

Возникновение центральной нервной системы. 3

Общая схема строения организма человека. 3

Назначение нервной системы. 5

Особенности безусловных и условных рефлексов. 5

Классификация безусловных рефлексов. 6

Физиологические механизмы образования условных рефлексов. 6

Классификация условных рефлексов. 7

Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от

рождения до 7 лет). 7

Высшая нервная деятельность детей школьного возраста 10

Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием

различных факторов. 12

Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе

учебных занятий 12

Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических

препаратов и химических веществ. 12

Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и

подростков. 13

Вывод. 15

Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов".

16

План: 16

Введение. 17

Эксперимент №1. Острота осязания. 18

Оборудование, инструмент: 18

Условия работы: 18

Ход работы: 18

Выводы: 18

Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов. 19

Оборудование, инструмент: 19

Условия работы: 19

Ход работы: 19

Выводы: 19

Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы. 19

Оборудование, инструмент: 20

Условия работы: 20

Ход работы: 20

Выводы: 20

Заключение: 20

Список литературы. 21

Реферат по теме:

"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка".

Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой

результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых

существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в

связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней

среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти

воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией.

Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения

организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних

органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо

познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Возникновение центральной нервной системы.

У самых низко организованных животных, например у амебы, еще нет ни

специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-

либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может

воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением

образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию,

амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюции

возникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем и

органы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и для

функции связи и координации.

Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы на

большее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатков

координации элементарных реакций, что приводит к образованию целостного

двигательного акта.

В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие и

усовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникают

разнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических,

химических, температурных, световых и иных раздражителей. Появляется сложно

устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образа

жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. В

результате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток в

компактные органы возникают центральная нервная система и периферические

нервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются от

рецепторов в центральную нервную систему, по другим — из центров к

эффекторам.

Общая схема строения организма человека.

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему

многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько

структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из

фундаментальных понятий в биологии. Под терминов «рост» в настоящее время

понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков,

связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием

понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в

усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех

тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения

тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и

качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к

появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до

естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч.

ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют два

относительных этапа развития:

1. Пренатальный

2. Постнатальный

Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее

резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или

«возрастного кризиса».

|Возраст |Изменяющиеся факторы |Последствия |

|от 2х до 4х |Развитие сферы общения с внешним |Повышение воспитательных|

| |миром. |требований. |

| |Развитие формы речи. |Повышение двигательной |

| |Развитие формы сознания. |деятельности |

|с 6 до 8 лет |Новые люди |Уменьшение двигательной |

| |Новые друзья |деятельности |

| |Новые обязанности | |

|с 11 до 15 |Изменение гормонального баланса с |Конфликты в семье и в |

|лет |созреванием и перестройкой работы |школе |

| |желез внутренней секреции. |Вспыльчивый характер |

| |Расширение круга общения | |

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что

формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им

требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей

и подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природа

человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Функциональной системой – называют временное объединение различных

органов детского организма, направленное на достижение полезного для

существования организма результата.

Назначение нервной системы.

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток,

тканей, органов в единое гормональное работающее целое.

Функциональную нервную систему делят «условно» на два типа:

|Низшая нервная система |Высшая нервная система |

|Включает в себя особые процессы |Включает в себя те функциональные |

|регуляции всех внутренних органов и |механизмы мозга, которые обеспечивают|

|физиологических систем организма |человеку адекватный контакт с |

|человека. |окружающей средой. |

Таким образом, благодаря деятельности нервной системе мы связаны с

окружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайны

его материальных явлений. Наконец, благодаря деятельности нервной системы,

человек способен активно воздействовать на окружающую природу,

преобразовывать ее в желаемом направлении.

На высшем этапе своего развития центральная нервная система

приобретает еще одну функцию: она становится органом психической

деятельности, в котором на основе физиологических процессов возникают

ощущения, восприятия и появляется мышление. Мозг человека является органом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.