Рефераты. Наркомания - чума XX века

полноценности группе подростков и формируются наиболее выраженные

заболевания наркоманией и токсикоманией. По мнению специалистов, такие лица

составляют до трети всех приобщившихся к наркотикам.

2. Мотивы

Мотив – это то, что внутренне побуждает человека к деятельности.

Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувство и мысли.

Каковы основные мотивы употребления одурманивающих средств нашей молодежью?

Мотивы, лежащие в основе употребления наркотиков, различны. Более

того, человек может применять одно и то же или разные одурманивающие,

возбуждающие средства по меняющимся мотивам. Однако во всех случаях

начальным является любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению

запретного барьера. Немалую роль играет и чувство принадлежности к

определенной группе сверстников, чем-то отличающихся от большинства,

объединенных чем-то загадочным; как правило, приобщение к наркотикам

является в той или иной мере и выражением независимости, а иногда и просто

враждебного отношения к окружающим, чем-либо обидевшим подростка.

Конечно, немалую долю в приобщении к таким обособленным группам людей

вносит извечное стремление молодежи познать новое, волнующее, таящее

опасность. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

О люди! Все похожи вы

На прородительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай.

И 6eз того вам рай не рай.

Во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно

запретного плода. В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка

Пандора получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие

несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не

терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это

делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Из-за

желания нарушить запрет погибли и жены Синей бороды из сказки Ш. Перро. Но

и в жизни, а не в сказке очень часто достаточно сказать человеку: «Нельзя»,

чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.

Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода

предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя чего-

либо делать. Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как

родители, часто не мотивируя своего «нельзя», ограничиваются запрещением.

Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и

стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки с дерева, на

котором будет висеть надпись: «Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты

ядом»? А мысль: «Папа сам курит, а мне запрещает» — рождает попытку вкусить

«запретный плод». Существенную роль играет подражание или чувство зависти.

- Рано курить тебе, еще маленький!—вот довод, усиливающий зависть ко

взрослым и тем толкающий на тайное курение. Такая же ситуация складывается

у подростков, которые стоят на перепутье: попробовать наркотик или нет.

Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания «ясности

мышления» или «творческого вдохновения». Мотивом обращения к лекарственным

препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.

Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности

или отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых

и уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями.

Более того эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут

способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать

удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения наркотиков.

Ведь та же любознательность является одной из замечательных

особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет

развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что

некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем. чтобы испытать их действие

на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с

наркотиками (и с алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо

удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе

молодежи, престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не

стремился и не рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как

правило, уже имеет то или иное представление как о вредных для здоровья).

Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в

других обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность

самоутверждения или достижения независимости Понятно, что эти мощные для

молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и

другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более

привлекательными. Такая потребность может быть проявлением скрытого

расстройства эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить

мимолетное удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти.

Нежелательные отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И

все это из-за погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным

традициям. Так что наркомания не только и не столько медицинская, сколько

моральная, социально-психологическая, общественная проблема.

Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки

самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных

средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской

привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги,

страха.

Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю,

табаку, в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в

заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством

лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. и.

И. конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано

с попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной

молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает «комплексом

неполноценности», или как протест против господствующих представлений,

касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий.

В любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат

приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов,

приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют

социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например не поступление в

институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия.

Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую

ситуацию среди молодежи. К ним прежде всего относятся такие факторы, как

степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или

неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств,

влияющих на настроение, восприятие и поведение. Возможно и влияние семьи,

сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих пли, наоборот,

способствующих вербовке молодых людей наркоманами.

Видное место занимают средства массовой информации. Так, обнародование

в одной из московских газет детальных подробностей употребления токсических

веществ подростками тут же сказалось на возникновении нескольких вспышек

отравления детей названными в газетной статье химическими веществами.

Прослушивание радиопередач, чтение различных журналов также отражаются на

восприятии молодежью тех или иных модных веяний, в том числе на потреблении

дурманящих или стимулирующих физиологическую (физическую, половую,

умственную) активность веществ. При этом в качестве «передаточного звена»

действуют группы сверстников. Стоит одному из подростков случайно

подслушать разговор взрослых об особенностях действия лекарственных средств

(скажем, бабушка делилась с кем-то по телефону о действии снотворного или

успокаивающего препарата), как он немедленно расскажет это товарищам. А

отсюда недалеко и до опробования этого бабушкиного средства на себе, может

быть целой группой школьников.

Подавляющее большинство подростков получают одурманивающие средства, а

также сведения о способах их добычи от сверстников. То есть именно сама

подростковая среда является источником наркотиков и информации об их

свойствах. Так что приобщение мальчика или девочки к группе, где есть лица,

потребляющие наркотики, обычно свидетельствует о том, что первое знакомство

с этим дурманом уже состоялось. Здесь же даются «рекомендации» о новых

«интересных» средствах, а также о дозах потребления. Группа может оказать

помощь своему партнеру и в случае неблагоприятной реакции на препарат, и в

случае «преследования» молодого наркомана взрослыми.

Такие сообщества нередко занимают пустые бараки развалины домов или

здания, предназначенные для сноса, там и устраивают свои притоны. Условия

жизни в них противоречат всем представлениям о жилье человека. Не лучше

выглядят и квартиры наркоманов.

Проиллюстрирую это примером, который приводит польский нарколог С.

Гурски:

«….. Помещение было ужасно запущенным. Типичное жилище

наркомана. Зловоние пахнуло на меня уже с порога. Повсюду валялись

консервные банки и окурки. Со стола упала банка из - под рыбных

консервов, соус вылился на ковер, от него шел отвратительный запах. Когда

хозяин вколол себе дозу наркотика, я понял причину вони: вытащив из вены

иголку со шприцем, в котором были остатки крови, он наполнил его водой и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.