полноценности группе подростков и формируются наиболее выраженные
заболевания наркоманией и токсикоманией. По мнению специалистов, такие лица
составляют до трети всех приобщившихся к наркотикам.
2. Мотивы
Мотив – это то, что внутренне побуждает человека к деятельности.
Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувство и мысли.
Каковы основные мотивы употребления одурманивающих средств нашей молодежью?
Мотивы, лежащие в основе употребления наркотиков, различны. Более
того, человек может применять одно и то же или разные одурманивающие,
возбуждающие средства по меняющимся мотивам. Однако во всех случаях
начальным является любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению
запретного барьера. Немалую роль играет и чувство принадлежности к
определенной группе сверстников, чем-то отличающихся от большинства,
объединенных чем-то загадочным; как правило, приобщение к наркотикам
является в той или иной мере и выражением независимости, а иногда и просто
враждебного отношения к окружающим, чем-либо обидевшим подростка.
Конечно, немалую долю в приобщении к таким обособленным группам людей
вносит извечное стремление молодежи познать новое, волнующее, таящее
опасность. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:
О люди! Все похожи вы
На прородительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай.
И 6eз того вам рай не рай.
Во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно
запретного плода. В древнегреческой мифологии рассказывается, что девушка
Пандора получила от бога Зевса ящик, в котором содержались все человеческие
несчастья. Как большинство девушек, Пандора была очень любопытна, и ей не
терпелось заглянуть в ящик, тем более что было категорически запрещено это
делать. Она открыла крышку и выпустила на белый свет все бедствия. Из-за
желания нарушить запрет погибли и жены Синей бороды из сказки Ш. Перро. Но
и в жизни, а не в сказке очень часто достаточно сказать человеку: «Нельзя»,
чтобы ему очень захотелось сделать запрещенное.
Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода
предположения, догадки, закономерное желание узнать, почему нельзя чего-
либо делать. Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как
родители, часто не мотивируя своего «нельзя», ограничиваются запрещением.
Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и
стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки с дерева, на
котором будет висеть надпись: «Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты
ядом»? А мысль: «Папа сам курит, а мне запрещает» — рождает попытку вкусить
«запретный плод». Существенную роль играет подражание или чувство зависти.
- Рано курить тебе, еще маленький!—вот довод, усиливающий зависть ко
взрослым и тем толкающий на тайное курение. Такая же ситуация складывается
у подростков, которые стоят на перепутье: попробовать наркотик или нет.
Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания «ясности
мышления» или «творческого вдохновения». Мотивом обращения к лекарственным
препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.
Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности
или отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых
и уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями.
Более того эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут
способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать
удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения наркотиков.
Ведь та же любознательность является одной из замечательных
особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет
развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что
некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем. чтобы испытать их действие
на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с
наркотиками (и с алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо
удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе
молодежи, престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не
стремился и не рисковал испытывать на себе вещества, о которых он, как
правило, уже имеет то или иное представление как о вредных для здоровья).
Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в
других обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность
самоутверждения или достижения независимости Понятно, что эти мощные для
молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и
другими эффектами принимаемых средств, делают наркотики еще более
привлекательными. Такая потребность может быть проявлением скрытого
расстройства эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить
мимолетное удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти.
Нежелательные отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И
все это из-за погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным
традициям. Так что наркомания не только и не столько медицинская, сколько
моральная, социально-психологическая, общественная проблема.
Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки
самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных
средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской
привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги,
страха.
Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю,
табаку, в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в
заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством
лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. и.
И. конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано
с попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной
молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает «комплексом
неполноценности», или как протест против господствующих представлений,
касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий.
В любом случае развивающаяся лекарственная зависимость есть результат
приобретения сложного комплекса физиологически обусловленных рефлексов,
приобретенной формой асоциального поведения. Немалую роль при этом играют
социально-культурные факторы, стрессовые моменты, например не поступление в
институт, на работу, неудачный брак. Но это, так сказать, фоновые условия.
Бывают и более конкретные обстоятельства, определяющие наркоманическую
ситуацию среди молодежи. К ним прежде всего относятся такие факторы, как
степень сложности приобретения наркотического средства и одобрение (или
неодобрение) обществом или микросредой потребления тех или иных средств,
влияющих на настроение, восприятие и поведение. Возможно и влияние семьи,
сверстников, местных условий и народных обычаев, тормозящих пли, наоборот,
способствующих вербовке молодых людей наркоманами.
Видное место занимают средства массовой информации. Так, обнародование
в одной из московских газет детальных подробностей употребления токсических
веществ подростками тут же сказалось на возникновении нескольких вспышек
отравления детей названными в газетной статье химическими веществами.
Прослушивание радиопередач, чтение различных журналов также отражаются на
восприятии молодежью тех или иных модных веяний, в том числе на потреблении
дурманящих или стимулирующих физиологическую (физическую, половую,
умственную) активность веществ. При этом в качестве «передаточного звена»
действуют группы сверстников. Стоит одному из подростков случайно
подслушать разговор взрослых об особенностях действия лекарственных средств
(скажем, бабушка делилась с кем-то по телефону о действии снотворного или
успокаивающего препарата), как он немедленно расскажет это товарищам. А
отсюда недалеко и до опробования этого бабушкиного средства на себе, может
быть целой группой школьников.
Подавляющее большинство подростков получают одурманивающие средства, а
также сведения о способах их добычи от сверстников. То есть именно сама
подростковая среда является источником наркотиков и информации об их
свойствах. Так что приобщение мальчика или девочки к группе, где есть лица,
потребляющие наркотики, обычно свидетельствует о том, что первое знакомство
с этим дурманом уже состоялось. Здесь же даются «рекомендации» о новых
«интересных» средствах, а также о дозах потребления. Группа может оказать
помощь своему партнеру и в случае неблагоприятной реакции на препарат, и в
случае «преследования» молодого наркомана взрослыми.
Такие сообщества нередко занимают пустые бараки развалины домов или
здания, предназначенные для сноса, там и устраивают свои притоны. Условия
жизни в них противоречат всем представлениям о жилье человека. Не лучше
выглядят и квартиры наркоманов.
Проиллюстрирую это примером, который приводит польский нарколог С.
Гурски:
«….. Помещение было ужасно запущенным. Типичное жилище
наркомана. Зловоние пахнуло на меня уже с порога. Повсюду валялись
консервные банки и окурки. Со стола упала банка из - под рыбных
консервов, соус вылился на ковер, от него шел отвратительный запах. Когда
хозяин вколол себе дозу наркотика, я понял причину вони: вытащив из вены
иголку со шприцем, в котором были остатки крови, он наполнил его водой и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9