самолеты.
На островах создана целая индустрия развлечений, выстроены роскошные виллы,
бары, рестораны, публичные дома, в которых желтокожие проститутки
обслуживают наркобизнесменов. Нередко виллы используются как склады для
наркотиков. Здесь успешно действуют банки, где деньги, полученные от
продажи наркотиков, ложатся на анонимные счета — чековую книжку можно
предъявить в любом уголке мира.
Кокаином и марихуаной американский рынок насыщают страны Латинской
Америки. Там, где сходятся перуанская, колумбийская и бразильская границы,
расположен маленький городок Летисия - один из важнейших рынков наркотиков.
"Биржей" наркотиков служит кафе перед входом в отель "Анаконда", где и
происходит бойкая торговля кокаином и марихуаной.
Итак, последняя четверть 20 века характеризуется ростом наркобизнеса.
Человечество оказалось ввергнуто в пучину наркомании, которая
распространяет свои щупальцы как осьминог, на все континенты планеты.
Глава II
Приобщение к наркотикам
1. Предпосылки
Чтобы бороться с наркоманией, надо, прежде всего, знать причины и
условия, ее порождающие. Откуда она появилась? Кто подвержен этой болезни?
Знаток социологии преступности профессор А. Габиани выяснил, что почти
девять десятых выявленных и опрошенных больных имеют возраст от 16 до 35
лет. Половина в возрасте до 20 лет, в том числе и подростки. Как правило,
дети из вполне обеспеченных семей. Большинство из них ни в чем не имели
отказа у родителей...
Что же способствует приобщению к наркотикам, каковы психологические
предпосылки наркомании?
Для лиц с повышенной возбудимостью характерна эмоциональная
«взрывчатость» по самому незначительному поводу. Они легко теряют
самоконтроль. В ответ на незначительное замечание или выговор не могут
сдержать себя.. Вместе с тем такие дети и подростки очень самолюбивы, имеют
нередко хорошее интеллектуальное развитие. Они крайне обидчивы и
обнаруживают склонность к колебаниям настроения Непостоянство и
непоследовательность поведения и эмоций способствуют тому, что в известных
ситуациях они легко попадают под чужое влияние и некритически оценивают
установки неформальных групп, членами которых являются.
Лиц с психической неустойчивостью прежде всею характеризуют слабость
волевых проявлений, отсутствие стабильных, оформившихся интересов и
стремлений. У них нет собственной. постоянной линии поведения. Однако их
взаимоотношения с людьми, чувство привязанности к кому-либо непостоянны,
поверхностны. Легковесность суждений, известная примитивность и бедность
интересов, недостаточность воли обусловливают их неспособность к
систематической, плановой трудовой деятельности. Для них характерно
повышенное стремление к получению удовольствия, смене впечатлений, что
облегчает вовлечение таких лиц в различные уличные компании, а также
приобщение к приему наркотических или других одурманивающих средств.
При эпилептоидных чертах характера ярко выражена склонность к
реагированию вспышками гнева, ярости на те или иные отрицательные
раздражители. Часто такая эмоциональная реакция не cooтвeтcтвуeт вызвавшей
ее причине. Вместе с тем этим людям вообще присущи беспричинные колебания
настроения с преобладанием угрюмости, злобности, подозрительности и
недоброжелательности по отношению к окружающим людям. Как правило, это
эгоцентристы, мало интересующиеся внешним миром, заботящиеся только о себе.
Ограниченность, узость кругозора, педантичность в мелочах, пренебрежение
интересами окружающих и колебания настроения затрудняют контакты с другими
людьми, способствуют напряженности взаимоотношений с ними.
Лиц с истерическими чертами характера, прежде всего, отличает неуемная
жажда признания, стремление быть всегда в центре внимания, играть в любой
компании первую роль. Чтобы оставаться в центре внимания, подростки с
истерическими чертами характера склонны ко лжи, хвастовству, различным
вымыслам и интригам в кругу своих друзей. Их эмоциональные реакции
преувеличены. Круг интересов, как правило, узок, сконцентрирован на личных,
не носящих общественный характер, притязаниях. Интеллектуальные интересы
обычно ограничены развлекательной сферой. В силу присущих им личностных
особенностей такие подростки легко идут на поводу у других, особенно если
считают, что их «оценили» и они заняли подобающее место в компании,
получили признание своих сверстников.
Полной противоположностью являются так называемые шизоиды (аутисты).
Им присущи чрезмерная замкнутость, отгороженность от внешнего мира.
Эмоциональная холодность часто сочетается с повышенной внутренней
чувствительностью, отвлеченные интересы доминируют над чувствами.. Зачастую
контактам со сверстниками они предпочитают игры в одиночестве, пребывание
на природе, чтение книг. Характерен интерес к отвлеченным проблемам,
склонность к рассуждениям, философствованию. Обращает на себя внимание
практическая неприспособленность, недостаточная и не соответствующая
возрасту слабая ориентированность в простых жизненных и бытовых вопросах.
Их поведение может беспричинно меняться от покорности и послушания к
упрямству и оппозиционному протесту.
Основной чертой конформного типа акцентуации характера является
соглашательство с тем, что диктует непосредственное привычное окружение.
Эти подростки подчиняются определенному стилю жизни и с трудом принимают
все новое, что ломает их представления и образ жизни. Очень привязаны к
группе сверстников и принимают все ее ценности и даже внешнюю форму
поведения без должной критики. Представители этого типа как бы утрачивают
свое «я» и плывут по течению. Они не проявляют инициативы, смелости,
решительности и оригинальности в суждениях и поступках. Шаблонность
подростка и его ограниченность общеприняты, воспринимаются окружающими как
бесцветность личности и интеллектуальная примитивность. Из этого типа
личностей могут формироваться люди, послушные воле группы наркоманов.
Дети гипертимного типа—это подвижные, неугомонные, крикливые, любящие
командовать лети. Они быстро сходятся с незнакомыми людьми. В школьные годы
неусидчивы, суетливы, порою назойливы. Часто находят признание у
сверстников и являются неофициальными лидерами в группе. Положение
официального лидера их тяготит повседневностью выполнения обязанностей. Они
обычно проявляют самостоятельность, инициативу, не терпят мелочной опеки.
Легко возбудимы и в определенных ситуациях агрессивны. Именно из их среды
могут выдвигаться лидеры групп наркоманов. Тактика психолого-
педагогического воздействия должна исходить не из подавления, а из искусной
переориентации такого подростка на интересующую его социально полезную
деятельность, где бы он мог удовлетворить свои лидерские потребности.
Эмоционально-лабильный тип акцентуации характера выражен в
неустойчивости настроения, которое изменяется даже по ничтожному поводу.
Смена настроения, особенно угнетенность, влияет соответственно и на
отношения подростков с окружающими. Однако они легко выходят из состояния
уныния при участии к ним и появлении жизненной перспективы. Такие подростки
весьма чувствительны как к порицанию, так и похвале, что порой ставит в
затруднительное положение учителя. По-видимому, этот тип людей может
составлять группу риска в отношении наркомании и алкоголизма.
Я не случайно так подробно описала личностные особенности
определенного контингента подростков. Знание их необходимо, так как без
этого трудно понять, кто именно и при каких условиях может быть отнесен в
группу высокого риска употребления наркотических или других одурманивающих
средств.
Конечно, те или иные люди с определенными чертами характера в чистом
классическом виде встречаются не так часто. Скорее всего, у одного человека
сочетаются черты и признаки нескольких типов.
Почему же один человек поддается пристрастию, a другой – нет, хотя на обоих
воздействуют одни и те же внешние факторы? Решающими здесь оказываются
особенности характера человека. Некоторые типы личности оказываются более
восприимчивыми к влиянию не благоприятных факторов. Этим объясняется,
например, то, что из двух братьев, живущих в одинаковых условиях, один
может стать наркоманом, а второй—спортсменом. Характерологические же
особенности личности формируются и корригируются в процессе развития и
воспитания человека и зависят в основном от влияния родителей,
воспитателей, учителей, ровесников. В основном речь идет о таких
свойствах, как нервозность, эмоциональная незрелость, отсутствие контроля
над своим поведением, неумение удовлетворять свои потребности, ложная
система ценностей.
Молодые люди болезненно переживают чувство неудовлетворенности своих
потребностей и свои неудачи. Чтобы как-то заглушить неприятные ощущения,
они часто занимают вызывающую, агрессивную, строптивую позицию или же,
вместо того чтобы преодолевать свои трудности, отступают, избегая их.
Таким образом, особо благоприятствует возникновению наркотического
влечения развившаяся у молодого человека привычка уклоняться от жизненных
трудностей, уход в свой внутренний мир, который легко может стать миром
наркотических видений.
Крайние формы личностных отклонений сопровождаются явными психическими
нарушениями, и именно в этой «пограничной» в отношении психической
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9