Развитие информационного общества должно сопровождаться развитием людских ресурсов, соответствующих требованиям информационного века. Поэтому требуется создать условия, в которых все граждане могли бы получать навыки работы с современными информационно-коммуникационными технологиями посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.
Существует проблема мирового масштаба, связанная с преодолением имеющихся различий в области информации и знаний. Те страны, которые не успевают за все более высокими темпами развития информационно-коммуникационных технологий, оказываются в определенной степени лишенными возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению информационно-коммуникационных технологий препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур. Необходимо учитывать разнообразие условий и потребностей, которые сложились в развивающихся странах. Поэтому важную роль должны сыграть собственные инициативы этих стран по принятию и последовательной реализации национальных программ в области информационно-коммуникационных технологий, развития людских ресурсов, имеющих навыки работы с такими технологиями. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества между странами, участия международных финансовых институтов, международных организаций, образовательных учреждений, частных групп. Это может существенно способствовать международным усилиям по преодолению “цифрового неравенства”.
На пути соответствующей трансформации своих программ и проектов в информационной сфере находятся и многие авторитетные международные организации. Так, ЮНЕСКО завершила подготовку глобальной информационной программы “Информация для всех” на базе Межправительственной программы по информатике ЮНЕСКО (IIP) и Общей программы по информации ЮНЕСКО (PGI), предусматривающей объединение усилий участников, работающих с информационными ресурсами и информационно-коммуникационными технологиями. Основная цель этой новой программы — сделать информацию и знания доступными для всех, содействовать преодолению разрыва между “информационно богатыми и информационно бедными”. Люди должны быть вовлечены в мировые информационные процессы и получать максимум преимуществ от эффективного доступа к информации.
Создатели программы отмечают, что международное сообщество должно решить такие проблемы как обеспечение качества, надежности и разнообразия информации, нахождение баланса между свободным доступом к информации, честным ее использованием и защитой прав интеллектуальной собственности, сохранением мирового информационного наследия и безопасностью информации частного характера.
Программа “Информация для всех” призвана содействовать:
· поощрению и расширению доступа к информации с помощью соответствующей организации информационных ресурсов, их перевода в электронную форму;
При формировании программы “Информация для всех” учитывались следующие основные исходные данные:
· доступ к информации в настоящее время не является равным и всеобщим, увеличивается разрыв между “информационно богатыми и информационно бедными”;
В рамках указанной программы должны быть получены следующие основные результаты:
· достигнут международный консенсус о всеобщем и равноправном доступе к информации как одного из основных прав человека, об этических и правовых принципах, относящихся к киберпространству;
Подобные инициативы разрабатываются и другими международными организациями, специализирующимся в области информации и документации. В национальных программах развития информационной сферы, в том числе и в России, указанные выше тенденции также являются преобладающими.
В этом процессе активно участвует и информационная инфраструктура научно-технологического развития России — Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая является неотъемлемой частью мировой информационной инфраструктуры.
Развитие Государственной системы научно-технической информации России и ее электронных информационных ресурсов проходило в соответствии с логикой развития подобных информационных систем в других странах. В мировом информационном пространстве этот процесс имеет четыре ярко выраженных этапа, в рамках которых тем или иным электронным информационным ресурсам уделялось первостепенное значение.
Первый этап (семидесятые — первая половина восьмидесятых годов) характеризовался бурным развитием библиографических и реферативных баз данных. На втором этапе (вторая половина восьмидесятых годов) органы научно-технической информации особое внимание уделяли фактографическим (справочным) базам данных. Для третьего этапа (первая половина девяностых годов) в связи с активным развитием телекоммуникационной среды характерно формирование электронных информационных ресурсов органов научно-технической информации и научно-технических библиотек, пригодных к использованию в сетевом режиме.
В настоящее время основное внимание уделяется решению проблемы накопления и использования научно-технической информации как сырья для инноваций. В первую очередь это связано с увязкой библиографических, реферативных и фактографических баз данных с системами информации, работающими с полными текстами документов. Этот этап — начало новой эпохи информационного обеспечения потребителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий, которая уже названа эпохой электронных (цифровых) библиотек.
В информационной инфраструктуре научно-технологического развития страны решается широкий спектр задач, в том числе разработка и реализация государственной информационной политики, определение приоритетных направлений развития научно-информационной сферы с учетом критических технологий информационного профиля, формирование и использование государственных и иных информационных ресурсов, информационное обеспечение жизненного цикла продукции, реализация программ и проектов по развитию национальной сети компьютерных телекоммуникаций и высокопроизводительных вычислений, создание и внедрение перспективных информационных технологий, разработка и реализация международных программ и проектов в информационной сфере, содействие рынку информационной продукции и услуг и ряд других.
Постановка и реализация этих задач направлена на достижение основной цели — создание системы эффективного информационного обеспечения процесса расширенного воспроизводства знаний как основы социально-экономического, научно-образовательного, культурного развития страны, совершенствования личности.
Государственная политика России в информационной сфере строится и реализуется с учетом мировых и отечественных тенденций развития информационно-коммуникационной среды. Ее основные целями являются:
· обеспечение прав и свобод граждан на доступ к информации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13