Рефераты. Вычислительная техника и информатика (ответы на вопросы по кандидатскому экзамену)

Развитие информационного общества должно сопровождаться развитием людских ресурсов, соответствующих требованиям информационного века. Поэтому требуется создать условия, в которых все граждане могли бы получать навыки работы с современными информационно-коммуникационными технологиями посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.

Существует проблема мирового масштаба, связанная с преодолением имеющихся различий в области информации и знаний. Те страны, которые не успевают за все более высокими темпами развития информационно-коммуникационных технологий, оказываются в определенной степени лишенными возможности в полной мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах, где распространению информационно-коммуникационных технологий препятствует отставание в развитии основных экономических и социальных инфраструктур. Необходимо учитывать разнообразие условий и потребностей, которые сложились в развивающихся странах. Поэтому важную роль должны сыграть собственные инициативы этих стран по принятию и последовательной реализации национальных программ в области информационно-коммуникационных технологий, развития людских ресурсов, имеющих навыки работы с такими технологиями. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества между странами, участия международных финансовых институтов, международных организаций, образовательных учреждений, частных групп. Это может существенно способствовать международным усилиям по преодолению “цифрового неравенства”.

На пути соответствующей трансформации своих программ и проектов в информационной сфере находятся и многие авторитетные международные организации. Так, ЮНЕСКО завершила подготовку глобальной информационной программы “Информация для всех” на базе Межправительственной программы по информатике ЮНЕСКО (IIP) и Общей программы по информации ЮНЕСКО (PGI), предусматривающей объединение усилий участников, работающих с информационными ресурсами и информационно-коммуникационными технологиями. Основная цель этой новой программы — сделать информацию и знания доступными для всех, содействовать преодолению разрыва между “информационно богатыми и информационно бедными”. Люди должны быть вовлечены в мировые информационные процессы и получать максимум преимуществ от эффективного доступа к информации.

Создатели программы отмечают, что международное сообщество должно решить такие проблемы как обеспечение качества, надежности и разнообразия информации, нахождение баланса между свободным доступом к информации, честным ее использованием и защитой прав интеллектуальной собственности, сохранением мирового информационного наследия и безопасностью информации частного характера.

Программа “Информация для всех” призвана содействовать:

·         поощрению и расширению доступа к информации с помощью соответствующей организации информационных ресурсов, их перевода в электронную форму;

  • обсуждению вопросов этических, правовых и общественных угроз и вызовов в информационном обществе;
  • непрерывному образованию в информационной сфере;
  • использованию международных стандартов и передового опыта в информационной сфере;
  • сетевому взаимодействию в информационной сфере на локальном, национальном, региональном и международном уровнях.

При формировании программы “Информация для всех” учитывались следующие основные исходные данные:

·         доступ к информации в настоящее время не является равным и всеобщим, увеличивается разрыв между “информационно богатыми и информационно бедными”;

  • сокращается общественное владение в сфере информации;
  • растут ожидания граждан, желающих более эффективно участвовать в управлении;
  • во многих регионах имеет место неразвитость информационных инфраструктур и недостаток финансовых средств, инвестируемых в информационную сферу;
  • мировое информационное наследие находится в опасности;
  • быстро развиваются информационно-коммуникационные технологии;
  • поддержка технических инфраструктур требует образованной рабочей силы, возрастает значение компьютерной грамотности для получения основного и дополнительного образования в течение всей жизни, появляются новые информационные профессии;
  • возрастает высокими темпами число пользователей информации;
  • изменяются роли информационных организаций в информационном обществе, создаются новые информационные институты и механизмы доступа к информации всех желающих, возрастает роль информационных организаций как контент-провайдеров и их ответственность в защите и сохранении мирового информационного наследия;
  • продолжается взрывной рост объемов информации в электронном и традиционном виде, затрудняется процесс поиска информации в мировых информационных ресурсах, состоящих из триллионов документов;
  • существует сильная коммерциализация и монополизация на рынке средств управления электронной информацией;
  • создаются новые возможности обмена научно-технической информацией и проведения научных исследований с помощью информационно-коммуникационных технологий (виртуальная реальность, виртуальные лаборатории и университеты, управление в научно-технологической сфере с использованием этих технологий и т.п.);
  • появляются новые кибер-культуры с новыми формами культурного выражения и художественного творчества;
  • наряду с расширением возможностей доступа к культурным благам с помощью информационно-коммуникационных технологий, возрастает риск для развития культурного и лингвистического разнообразия.

В рамках указанной программы должны быть получены следующие основные результаты:

·         достигнут международный консенсус о всеобщем и равноправном доступе к информации как одного из основных прав человека, об этических и правовых принципах, относящихся к киберпространству;

  • создан клиринг-хаус передового опыта управления, основанного на применении информационно-коммуникационных технологий;
  • установлены принципы и механизмы сохранения мирового информационного наследия;
  • определены международные требования к уровню компьютерной грамотности, создана международная система аккредитации и сертификации деятельности по обучению в информационной сфере;
  • создан портал ЮНЕСКО для доступа к важнейшим информационным организациям мира;
  • созданы национальные точки доступа к бесплатной информации;
  • разработана и организована реализация национальных стратегий по оцифровыванию информации;
  • созданы стандарты для управления и сохранения зафиксированных знаний, стандарты информационного менеджмента;
  • создана всемирная организация мониторинга потребностей и тенденций компьютерного образования;
  • созданы международные требования по обеспечению и поддержанию многоязычия и разнообразия культур в киберпространстве.

Подобные инициативы разрабатываются и другими международными организациями, специализирующимся в области информации и документации. В национальных программах развития информационной сферы, в том числе и в России, указанные выше тенденции также являются преобладающими.

В этом процессе активно участвует и информационная инфраструктура научно-технологического развития России — Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая является неотъемлемой частью мировой информационной инфраструктуры.

Развитие Государственной системы научно-технической информации России и ее электронных информационных ресурсов проходило в соответствии с логикой развития подобных информационных систем в других странах. В мировом информационном пространстве этот процесс имеет четыре ярко выраженных этапа, в рамках которых тем или иным электронным информационным ресурсам уделялось первостепенное значение.

Первый этап (семидесятые — первая половина восьмидесятых годов) характеризовался бурным развитием библиографических и реферативных баз данных. На втором этапе (вторая половина восьмидесятых годов) органы научно-технической информации особое внимание уделяли фактографическим (справочным) базам данных. Для третьего этапа (первая половина девяностых годов) в связи с активным развитием телекоммуникационной среды характерно формирование электронных информационных ресурсов органов научно-технической информации и научно-технических библиотек, пригодных к использованию в сетевом режиме.

В настоящее время основное внимание уделяется решению проблемы накопления и использования научно-технической информации как сырья для инноваций. В первую очередь это связано с увязкой библиографических, реферативных и фактографических баз данных с системами информации, работающими с полными текстами документов. Этот этап — начало новой эпохи информационного обеспечения потребителей на основе современных информационно-коммуникационных технологий, которая уже названа эпохой электронных (цифровых) библиотек.

В информационной инфраструктуре научно-технологического развития страны решается широкий спектр задач, в том числе разработка и реализация государственной информационной политики, определение приоритетных направлений развития научно-информационной сферы с учетом критических технологий информационного профиля, формирование и использование государственных и иных информационных ресурсов, информационное обеспечение жизненного цикла продукции, реализация программ и проектов по развитию национальной сети компьютерных телекоммуникаций и высокопроизводительных вычислений, создание и внедрение перспективных информационных технологий, разработка и реализация международных программ и проектов в информационной сфере, содействие рынку информационной продукции и услуг и ряд других.

Постановка и реализация этих задач направлена на достижение основной цели — создание системы эффективного информационного обеспечения процесса расширенного воспроизводства знаний как основы социально-экономического, научно-образовательного, культурного развития страны, совершенствования личности.

Государственная политика России в информационной сфере строится и реализуется с учетом мировых и отечественных тенденций развития информационно-коммуникационной среды. Ее основные целями являются:

·         обеспечение прав и свобод граждан на доступ к информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.