Рефераты. Вычислительная техника и информатика (ответы на вопросы по кандидатскому экзамену)

Вычислительная техника и информатика (ответы на вопросы по кандидатскому экзамену)

Вычислительная техника и информатика


1.     Информатика как наука. Место информатики в системе наук

Информатика: наука, изучающая информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники. Информатика возникла как дополнение и конкретизация Теории информации из потребностей автоматизации социально-коммуникативных процессов, и начала формироваться в 1970-е гг., как научная база использования электронных вычислительных машин в управлении, науке, проектировании, образовании, сфере услуг и т.д.".

Как всякая относительно новая и быстро развивающаяся отрасль знания, не только связанная с социальной сферой, но и широко использующаяся в ней, Информатика получила в последние годы множество толкований и не все они однозначны.

Наибольшие противоречия связаны с той частью этого понятия, которая определяет его семантические границы распространения. В качестве примера приведем другое определение: "Информатика: отрасль знания, изучающая закономерности сбора, преобразования, хранения, поиска и распространения документальной информации и определяющая оптимальную организацию информационной работы на базе современных технических средств" [5].

Видимые отличия цитируемых определений заключаются, в частности, в том, что второе ограничивает понятие "Информатика" технологическими процессами, входящими в функции информационных органов, а также документальной информацией. Следует отметить, что, несмотря на давность этого определения (1971 г.), оно используется и в настоящее время в среде работников информационных органов и служб, в недрах которых изначально и было порождено.

Еще один подход связан с организациями, которые ранее были подведомственными Комитету по информатизации России. Основное внимание этот подход акцентирует на инструментальных (программных и технических) средствах "Информатики" и "информатизации": "Информатика:... группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: Прикладная математика, Программирование, Программное обеспечение, Искусственный интеллект, Архитектура ЭВМ, Вычислительные сети" [265].

Анализируя сказанное, мы склонны предпочесть вариант "кибернетиков" как более объективный и полный.

С целью более глубокого понимания указанного термина продолжим выборочное цитирование соответствующей статьи Словаря по Кибернетике: "?Важнейшими категориями Информатики являются понятия информационных сред (социальных подсистем, в которых осуществляются информационные процессы и куда внедряются ЭВМ как усилители человеческого интеллекта), полного информационного цикла (включающего зарождение информации, ее переработку, передачу, использование для снижения энтропии рассматриваемой социальной системы), полезной работы (отдачи) ЭВМ. Отдача ЭВМ, коэффициент полезного действия зависят от уровня функционирования социальной среды, в которой они задействованы, ее упорядоченности, системности, условий для творческой деятельности людей, сложности и важности задач, решаемых с помощью машин. Информатика не заменяет собой Кибернетику, теорию информации, электронику, системотехнику, а взаимодействует с ними, имея ряд общих проблем. Интегральный характер Информатики заключается также в ее взаимодействии с такими дисциплинами, как теория познания, семиотика, лингвистика, документолистика, библиотековедение" [4].

Рассмотрим место науки информатики в традиционно сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.). В частности, это позволило бы найти место общеобразовательного курса информатики в ряду других учебных предметов.

    Напомним, что по определению А.П.Ершова информатика - фундаментальная естественная наука. Академик Б.Н.Наумов определял информатику как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача).

    Уточним, что такое фундаментальная наука и что такое естественная наука. К фундаментальным принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности. Нет, например, сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. В этом же ряду и информатика, так как понятия "информация", "процессы обработки информации" несомненно имеют общенаучную значимость.

    Естественные науки - физика, химия, биология и другие - имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы - искусственных, биологических, общественных.

    Однако, многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук - технических и гуманитарных (или общественных).

    Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием машинных систем обработки информации. Так, академик А.А.Дородницын определяет состав информатики как три неразрывно и существенно связанные части: технические средства, программные и алгоритмические. Первоначальное наименовании школьного предмета "Основы информатики и вычислительной техники" в настоящее время изменено на "Информатика" (включающее в себя разделы, связанные с изучением технических, программных и алгоритмических средств). Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания.



2.     Электронные библиотеки в России и за рубежом. Состяние и тенденции

"Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции", RCDL’2002.

Электронные библиотеки (ЭБ) - область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики обработки, распространения, хранения, поиска и анализа цифровых данных различной природы. Электронные библиотеки, являющиеся хранилищами знаний, можно рассматривать как сложные информационные системы, при создании и использовании которых требуется решение многих научных, технологических, методологических, экономических, правовых и других вопросов. Технологии электронных библиотек стремительно развиваются. Проблемы семантики, интеграции информации, восприятия и представления разнообразных видов данных ждут более совершенных решений. Развитие технологий электронных библиотек становится всё более существенным для совершенствования стандартов здравоохранения, образования, науки, экономики, равно как и качества жизни вообще. Проекты формирования в цифровой форме информации, накопленной человечеством о Земле, Вселенной, Литературе, Искусстве, Окружающей среде, Человеке, являются примерами областей интенсивного развития глобальных репозиториев представления знаний.

Основная цель этой серии конференций заключается в том, чтобы способствовать формированию сообщества специалистов России, ведущих исследования и разработки в области электронных библиотек. Для такого сообщества конференция предоставляет возможность обсуждения идей и полученных результатов, установления контактов для более тесного сотрудничества. Конференция также способствует изучению зарубежного опыта, развитию международного сотрудничества в области электронных библиотек. Конференция акцентирует внимание на перспективных исследованиях и технологиях. Наряду с этим, значительное внимание уделяется прототипам приложений и электронным коллекциям, созданным в рамках проектов программы РФФИ по электронным библиотекам и других программ.

Электронные библиотеки все более активно врываются в жизнь научных учреждений и университетов. Сейчас трудно представить себе университет Запада, в котором не было бы развитой электронной библиотеки. Электронные библиотеки, создаваемые на основе лицензионных соглашений с издательствами, вытесняют подписку на журналы. Вместе с тем, большей частью электронные библиотеки университетов функционально напоминают традиционные или объединяются с ними в гибридные. В перспективе электронные библиотеки должны стать репозиториями знаний. В программе научно-исследовательской конференции RCDL’2002 отражен этот широкий диапазон различных интерпретаций понятия «электронная библиотека». Проблемы создания гибридных библиотек сочетаются с рассмотрением электронных библиотек и информационных систем для организации науки. Рассматриваемые примеры специализированных научных коллекций показывают, что содержательно, структурно и функционально они выходят далеко за пределы традиционных библиотечных возможностей. Проблемы создания виртуальной астрономической обсерватории рассматриваются детально в контексте международного сотрудничества. Значительное внимание в программе конференции уделено формированию интегрированных репозиториев научной информации - глобальных в определенных областях знания, образуемых при помощи перспективных технологий (посредники) и традиционных подходов. Отдельно рассматриваются вопросы создания электронных архивов. Специальные исследования выделены в секции семантики информационных ресурсов, методов представления, поиска и индексирования документов.

Особо на конференции рассматривались электронные библиотеки в образовании как элементы виртуальной образовательной среды. На них возлагаются особые надежды в связи с происходящей глобальной трансформацией образования под действием информационных технологий. Помимо специальной секции, посвященной этим вопросам, во время конференции было проведено Международное Экспертное Совещание Института Информационных Технологий в Образовании ЮНЕСКО по рассмотрению состояния электронных библиотек в образовании в форме Круглого Стола.

2.3. Некоторые из доложенных и опубликованных результатов (общая характеристика)

В докладах, представленных крупными библиотеками России - РГБ, ГПНТБ, БЕН РАН, ЦНСХБ, рассмотрено состояние, применяемые технологии и перспективы развития цифровой составляющей в их гибридных библиотеках.

На секции 2 (Электронные библиотеки для образования) Mary Marlino (UCAR, USA) представила обзор ориентированных на профессиональное сообщество аспектов создания узко профильных электронных библиотек для образования (на примере DLESES - библиотеки в науках о Земле). Показана роль профессионального сообщества в процессе создания такой предметно-ориентированной библиотеки и взаимное влияние сообщества и библиотеки. Новый подход к организации учебных курсов на основе накопленного в электронных библиотеках материала рассматривался в докладе, представленном А. Ушаковым от имени группы специалистов из Калифорнийского Университета в Санта Барбаре по известному проекту Электронной библиотеки Александрия. В подходе во главу угла поставлена понятийная среда соответствующей предметной области. На примере курса физической географии показано построение обучающей среды на основе этой гипотезы о ведущей роли понятий при обучении и электронных библиотек. Технические аспекты создания электронной библиотеки для аэрокосмического образования рассмотрены в докладе Е.Б. Кудашева.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.