Рефераты. Технология извлечения знаний из нейронных сетей: апробация, проектирование ПО, использование в психо...

1.       Базовые элементы знания (информация о свойствах объектов реального мира). Связаны с непосредственным восприятием, не требуют обсуждения и используются в том виде, в котором получены.

2.       Утверждения и определения. Основаны на базовых элементах и заранее рассматриваются как достоверные.

3.       Концепции – перегруппировки или обобщения базовых элементов. Для построения каждой концепции используются свои приемы (примеры, контрпримеры, частные случаи, более общие случаи, аналогии).

4.       Отношения. Выражают как элементарные свойства базовых элементов, так и отношения между концепциями. К свойствам отношений относят их большие или меньшие правдоподобие и связь с данной ситуацией.

5.       Теоремы и правила перезаписи – частный случай продукционных правил (правил вида "если…, то…, иначе…") с вполне определенными свойствами. Теоремы не представляют пользы без экспертных правил их применения.

6.       Алгоритмы решения. Необходимы для выполнения определенных задач. Во всех случаях они связаны со знанием особого типа, поскольку определяемая ими последовательность действий оказывается оформленной в строго определенном порядке, в отличие от других типов знаний, где элементы знания могут появляться и располагаться без связи друг с другом.

7.       Стратегии и эвристика. Врожденные или приобретенные правила поведения, которые позволяют в конкретной ситуации принять решение о необходимых действиях. Человек постоянно пользуется этим типом знаний при формировании концепций, решении задач и формальных рассуждениях.

8.       Метазнание. Присутствует на многих уровнях и представляет знание того, что известно, определяет значение коэффициента доверия к этому знанию, важность элементарной операции по отношению ко всему множеству знаний. Сюда же относятся вопросы организации разного типа знаний и указания, где, когда и как они могут быть использованы.

В настоящей работе первому типу знаний будет соответствовать информация об измеримых (или наблюдаемых) свойствах объектов реального мира. Именно эта информация сведена в таблицу данных типа "объект-признак". Остальным типам знаний соответствуют ограничения на диапазоны значений, которые могут принимать признаки объекта (второй тип), информация о взаимозависимости признаков и о возможности описания одних признаков через другие, информация о статистических свойствах значений признаков,… Фактически, нас интересует знание второго и последующих типов – знание, которое человек добывает в процессе анализа информации, рассуждений, обобщений, проведения аналогий.

Естественным является требование представления знаний в виде, допускающем "тиражирование" – возможность передачи знаний другим людям. Для первого типа знаний возможно получение как объективных (точно измеренных) значений свойств объектов реального мира, так и субъективных, персонализированных, чувственных оценок значений этих свойств. Для знаний последующих типов для возможности передачи вводятся требования объективизации, достоверности, непротиворечивости [1].

Информационные единицы (знания) обладают гиб­кой структурой [2].  Для  них выполняется "принцип матрешки" – рекурсивная вложенность одних информационных единиц в другие (это наблюдается и на примере вышеприведенной классификации из [1]). Каж­дая информационная единица может быть включена в состав любой другой, и из каждой информационной единицы можно выделить некоторые составляющие ее единицы. Т.е. между отдельными информационными еди­ницами возмож­но установление отношений типа "часть – целое", "род – вид" или "элемент – класс".

Для информационных единиц одного уровня иерархии семантика отношений может носить декларативный или процедурный характер [2]: две или более информационных единицы могут быть связаны декларативными отношениями "одновременно", "причина – следствие" или "быть ря­дом", либо процедурными отношениями типа "аргу­мент – функция".

Можно различать отношения структу­ризации, процедурные отношения, каузальные отношения и семантические отношения. С помощью первых задаются иерархии информационных единиц, вторые несут процедурную информацию, позволяющую находить (вычислять) одни информационные единицы через другие, третьи задают причинно-следст­венные связи, четвертые соответствуют всем остальным отношениям [2].



1.1.2. Приобретение знаний


Приобретением знаний называется выявление знаний из источников и пре­образование их в нужную форму (например, перенос в базу знаний экспертной системы) [2]. Источни­ками знаний могут быть книги, архивные документы, содержимое других баз знаний и т.п., т.е. некоторые объективизированные знания, переведенные в форму, которая делает их доступными для потребителя. Другим типом зна­ний являются экспертные знания, которые имеются у специалистов, но не зафи­ксированы во внешних по отношению к ним хранилищах. Экспертные знания являются субъективными. Еще одним видом субъективных знаний являются эмпирические знания, полученные путем наблюдения за окружающей средой. Ввод в базу знаний объективизированных знаний не представляет проблемы, выявление и ввод субъективных экспертных знаний до­статочно трудны. Для извлечения и формализации экспертных знаний разработано множество стратегий интервьюирования эксперта и множество моделей представления знаний [2].

В когнитивной психологии изучаются формы репрезентации знаний,  характерные для человека: представление класса понятий через его элементы; представление понятий класса с помощью базового прототипа, отражающего наиболее типичные свойства объектов класса; представ­ление с помощью признаков [3]. Форма репрезентации знаний определяет используемую методологию выявления знаний и модель представления знаний.

1.2. Методы извлечения и приобретения знаний


К настоящему времени сформировалось три основных направления извлечения знаний. Эти направления могут использовать одни и те же математические методы; подходы, первоначально разработанные в рамках некоторого направления, могут применяться для решения задач из другого направления. Вот эти направления:

1.       Методы самообучения и приобретения знаний в теории классических экспертных систем (Параграф 1.2.1).

2.       Извлечение знаний из таблиц данных. Включает теорию статистических выводов и другие методы анализа данных (Параграф 1.2.2).

3.       Теория идентификации систем (Параграф 1.2.3).


1.2.1. Приобретение знаний, обучение и обобщение по примерам в теории классических экспертных систем


Исследуется автоматизированный процесс получения знаний, объясняющих имеющиеся факты и способных объяснять, классифициро­вать или предсказывать новые. В общем виде задача формулирует­ся так [2]: по совокупности наблюдений (фактов) F, совокупности требований и допущений к виду результирующей гипотезы H и совокупности базовых знаний и предположений, включающих зна­ния об особенностях предметной области, выбранном способе представления знаний, наборе допустимых операторов, эвристик и др., сформировать гипотезу Н: HÞF "объясняет" F).

Общий вид гипотезы Н зависит от цели обобщения и выбранного способа представления знаний. Методы обобщения, включающие модели классификации, формирования понятий, распознавания образов, обнаружения закономерностей, определяются целями обобщения, способами представления знаний, общими характеристиками фактов, критериями оценки гипотез.

Для обобщения по выборкам совокупность фак­тов F имеет вид обучающей выборки – множества объектов, каждый из которых сопоставляется с именем некоторого класса. Целью обобщения в этом случае может являться:

-         формирование понятий: построение по данным обучающей выборки для каждого класса максимальной совокупности его общих характеристик [4];

-         классификация: построение по данным обучающей выборки для каждого класса минимальной совокупности характеристик, которая отличала бы элементы класса от элементов других классов;

-         определение закономерности последовательного появления событий.

К методам обобщения по выборкам относятся лингвистические модели, методы автоматического синтеза алгоритмов и программ по при­мерам и другие [2].

В методах обобщения по данным априорное разделение фактов по классам отсутствует. Здесь могут ставиться следующие цели:

-         формулирование гипотезы, обобщающей данные факты;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.