Рефераты. Технология извлечения знаний из нейронных сетей: апробация, проектирование ПО, использование в психо...

Для того, чтобы обнаружить некорректность в данных (либо в постановке задачи), предлагается исключать из таблицы данных наиболее “трудные” примеры (примеры с наибольшим значением функции оценки). Если сеть обучается правильно решать задачу и упрощается до довольно простой структуры, то исключение примеров производить не надо – задача корректна. В противном случае можно предложить следующие варианты.

Зададимся требованием к числу правильно решенных примеров. Допустим, что нас устроит правильность решения 95% от общего числа примеров, присутствующих в таблице данных. Тогда построим процесс обучения и упрощения сети так, чтобы сеть, правильно решающая 95% примеров, считалась правильно обученной решать задачу и, соответственно, упрощалась с сохранением навыка решения 95% примеров. При упрощении сети примеры, входящие в состав 5% наиболее трудных, могут меняться. После завершения процесса упрощения, если в итоге получилась сеть, гораздо более простая, чем полученная для всего набора примеров логически прозрачная сеть, необходимо проанализировать наиболее трудные примеры – там могут встретиться ошибки в данных (см., например, [17], стр. 14) либо эти примеры “нетипичны” по сравнению с остальными.

Если же сеть с самого начала не может обучиться правильно решать задачу, то будем исключать из таблицы данных наиболее трудные примеры до тех пор, пока сеть не сможет обучиться. Далее надо исследовать статистические различия между набором оставшихся и исключенных данных – может обнаружиться, что отброшенные примеры образуют отдельный кластер. Так было при решении задачи нейросетевой постановки диагноза вторичного иммунодефицита по иммунологическим и метаболическим параметрам лимфоцитов. Только коррекция классификационной модели (из отброшенных данных сформировали третий класс в дополнение к двум изначально имевшимся) позволила обучить сеть правильно решать теперь уже измененную задачу ([17], стр. 15-16). Далее это даст более простой набор решающих правил, т.к. ранее сеть была вынуждена фактически запоминать обучающую выборку, а теперь классификационная модель соответствует естественной внутренней кластерной структуре объектов проблемной области.

Еще одна трудность может существовать при попытке решения задачи, для которой обратная задача некорректно поставлена в некоторых точках области определения – например, из-за того, что в этих точках происходит смена описывающей данные зависимости. В зависимости от уровня некорректности, на некотором наборе обучающих точек сеть будет давать большую ошибку обучения по сравнению с ошибкой на других точках. Исследование поведения частной производной выходного сигнала сети по входному сигналу помогает определять области некорректности как границы смены вида решения. Если границы решения совпадают с примерами выборки с большой ошибкой обучения, то это говорит о том, что некорректность действительно существует и исходная нейросеть не может аппроксимировать поведение фукнции в области некорректности с требуемой точностью. Требуемую точность можно достичь увеличением размера сети (с соответствующим усложнением процесса ее интерпретации), но это нежелательно. Поэтому предпочтительнее подход [53], связанный с переходом от единственной сети к набору малых сетей, каждая из которых работает внутри своей области определения, а выбор той или иной сети осуществляется с помощью набора условных правил, сравнивающих значения признаков примера выборки с границами решения.

Гибкое управление требуемой точностью решения примеров обучающей выборки или требуемым числом правильно решенных примеров позволяет предложить следующий механизм построения иерархической структуры правил вывода, от наиболее важных правил до уточняющих и корректирующих, как циклическое выполнение следующих этапов:

-    обучение сети до распознавания заданного числа примеров обучающей выборки (или до решения всех примеров выборки с заданной точностью),

-    упрощение сети,

-    извлечение правил,

-    фиксирование полученной минимальной структуры сети,

-    возвращение в сеть удаленных на этапе упрощения элементов,

-    увеличение требуемого числа правильно распознанных примеров (или усиление требований к точности) – на следующей итерации цикла это добавит к полученной минимальной структуре некоторое число элементов, которые и сформируют правила следующего уровня детализации.


4.4.3. Ручное конструирование сети из фрагментов нескольких логически прозрачных сетей


Принципиально, что для одной и той же таблицы данных и различных сетей (либо одной сети, но с разной начальной случайной генерацией исходных значений набора настраиваемых параметров) после обучения, упрощения по единой схеме и вербализации может получиться несколько различных логически прозрачных сетей и, соответственно, несколько алгоритмов решения задачи. По конечной таблице данных всегда строится несколько полуэмпирических теорий или алгоритмов решения. Далее теории начинают проверяться и конкурировать между собой. Комбинируя фрагменты нескольких теорий, можно сконструировать новую теорию. В силу этого неединственность получаемого знания не представляется недостатком.

При вербализации некоторые синдромы достаточно осмысленны и естественны, другие, напротив, непонятны. Из набора логически прозрачных нейросетей можно отсеять несколько наиболее осмысленных синдромов, объединить их в новую нейронную сеть, при этом введя, если необходимо, некоторые дополнительные нейроны или синапсы для связывания этих фрагментов между собой. Полученная нейросеть после адаптации и упрощения может быть более понятна, чем любой из ее предков. Таким образом, неединственность полуэмпирических теорий может стать ценным инструментом в руках исследователей-когнитологов.

В отдельные программы-нейроимитаторы встроены специальные средства визуального конструирования нейросетей. Однако ручное конструирование сети с целью заложения в нее эмпирических экспертных знаний достаточно сложно и часто практически неприменимо.

Вместо конструирования нейросети "с нуля" будем конструировать ее из фрагментов других сетей. Для реализации такой возможности программа-нейроимитатор должна включать в себя достаточно развитый визуальный редактор нейронных сетей, позволяющий вырезать из сетей отдельные блоки, объединять их в новую сеть и дополнять сеть новыми элементами. Это одна из возможностей нейроимитатора NeuroPro (идея предложена лично автором работы).

Если в результате дообучения и упрощения новой сети понимаемость использованных при конструировании фрагментов не потеряна, то новый набор правил потенциально более понятен пользователю, чем каждый из начальных.

Естественно, что возможны различные стратегии обучения и контрастирования сконструированной сети: можно запрещать обучение (изменение параметров) и контрастирование фрагментов, из которых составлена сеть, и разрешать обучение и контрастирование только добавленных элементов. Можно разрешать только дообучать фрагменты, можно разрешать и их контрастирование. Все зависит от предпочтений пользователя программы-нейроимитатора.


Глава 5. Нейросетевой анализ структуры индивидуального пространства смыслов


5.1. Семантический дифференциал


Слова осмысляются человеком не через "толковый словарь", а через ощущения, переживания. За каждым словом у человека стоит несколько этих базовых переживаний: собака - это что-то маленькое, добродушненькое, пушистое, с мокрым язычком, …, но это и здоровенный, грозно рычащий зверь со злобными глазами, огромными клыками, … . Большинство слов кодирует некоторые группы переживаний, ощущений, и определить смысл слова, то есть эти самые переживания – довольно сложная задача.

Дж. Осгуд с соавторами в работе под названием “Измерение значений” ввели для решения этой задачи метод “семантического дифференциала” (обзор литературы дан в работе [86]). Они предложили искать координаты слова в пространстве свойств следующим образом. Был собран некоторый набор слов (например, "мама", "папа" и т.д.) и набор признаков к этим словам (таких, как близкий - далекий, хороший - плохой, и т.д.), и опрашиваемые люди оценивали слова по этим шкалам. Затем отыскивался минимальный набор координат смысла, по которому можно восстановить все остальные. Было выделено 3 базовых координаты смысла, по которым все остальные можно предсказать достаточно точно: сильный - слабый, активный - пассивный и хороший - плохой. С другой стороны, выявились огромные различия между культурами, например, у японцев и американцев очень многие вещи имеют существенно разные смысловые характеристики.

Существуют различные способы выделения основных признаков (базовых координат), например, метод главных компонент, факторный анализ и др. В данной работе используются нейросетевые методы. Разработка технологии сокращения описания и извлечения знаний из данных с помощью обучаемых и разреживаемых нейронных сетей началась в 90-е годы XX века и к настоящему времени созданы библиотеки нейросетевых программ даже для PC, позволяющие строить полуэмпирические теории в различных областях.

В данной работе с помощью нейроимитатора исследовались индивидуальные смысловые пространства. Был создан вопросник, в котором определяются координаты (от –10 до 10) 40 слов по 27 параметрам и были проведены эксперименты на нескольких людях.

Слова:

1.     Папа

2.     Мама

3.     Болезнь

4.     Детский сад

5.     Школа

6.     Собака

7.     Кот

8.     Воробей

9.     Ворона

10. Апельсин

11. Яблоко

12. Дед Мороз

13. Дерево

14. Змея

15. Еда

16. Тортик

17. Горшок

18. Брат

19. Сестра

20. Работа

21. Деньги

22. Квартира

23. Муж (жена)

24. Дедушка

25. Бабушка

26. Музыка

27. Президент

28. Парламент

29. Политика

30. Наука

31. Политик

32. Ученый

33. Теорема

34. Выборы

35. Коммунизм

36. Доказательство

37. Россия

38. Америка

39. Китай

40. Израиль

41. Религия

42. Бог


Параметры:

1.     Плотный – рыхлый

2.     Молодой – старый

3.     Светлый – темный

4.     Разумный – неразумный

5.     Холодный – горячий

6.     Быстрый – медленный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.