Каждый производитель сетевого оборудования, помимо стандартных переменных, включает в MIB какие-либо параметры, специфичные для данного устройства. Однако, при этом не нарушается принцип представления и доступа к административной информации - все они будут переменными в MIB.
Поэтому SNMP как непосредственно сетевой протокол предоставляет только набор команд для работы с переменными MIB. Этот набор включает следующие операции:
get-request
Используется для запроса одного или более параметров MIB
get-next-request
Используется для последовательного чтения значений. Обычно используется для чтения значений из таблиц. После запроса первой строки при помощи get-request get-next-request используют для чтения оставшихся строк таблицы
set-request
Используется для установки значения одной или более переменных MIB
get-response
Возвращает ответ на запрос get-request, get-next-request или set-request
rap
Уведомительное сообщение о событиях типа cold или warm restart или "падении" некоторого link'а.
Для того, чтобы проконтролировать работу некоторого устройства сети, необходимо просто получить доступ к его MIB, которая постоянно обновляется самим устройством, и проанализировать значения некоторых переменных.
Важной особенностью протокола SNMP является то, что в нем не содержатся конкретные команды управления устройством. Вместо определения всего возможного спектра таких команд, безусловно загромоздившего бы сам протокол, который считается все-таки простым, определены переменные MIB, переключение которых воспринимается устройством как указание выполнить некоторую команду.
Таким образом, удается сохранить простоту протокола, но вместе с этим сделать его довольно мощным средством, дающим возможность стандартным образом задавать наборы команд управления сетевыми устройствами. Задача обеспечения выполнения команд состоит, таким образом, в регистрации специальных переменных MIB и реакции устройства на их изменения.
По своей структуре MIB представляет из себя дерево: Рисунок 2.6
Рисунок 2.6 Структура MIB
Каждому элементу соответствует численный и символьный идентификатор. В имя переменной включается полный путь до нее от корневого элемента root.
3. Система мониторинга и администрирования
3.1 Системы управления технологическим сегментом магистральной цифровой сети связи ОАО «РЖД» РФ
При построении современных цифровых сетей следует различать следующие сетевые уровни: уровень первичной сети и уровень вторичных сетей. Первичная сеть – это базовая сеть типовых универсальных каналов передачи и сетевых трактов, на основе которой формируются и создаются вторичные сети.
Вторичные сети являются специализированными и создаются на основе типовых универсальных каналов передачи первичной сети с помощью специализированных узлов (включающих специализированные ЦСП и/или системы со специализированными пользовательскими интерфейсами) и станций коммутации. На железнодорожном транспорте вторичными специализированными сетями технологического сегмента являются сети ОТС, ОбТС и СПД [7].
Система управления сетью связи технологического сегмента подразделяется на функциональные подсистемы:
- система управления первичной цифровой сетью связи;
- система управления цифровой сетью оперативно-технологической связи;
- система управления цифровой сетью связи ОбТС;
- система управления сетью передачи данных.
3.1.1 Управление первичной сетью технологического сегмента
Для управления первичной сетью технологического сегмента создается система мониторинга и администрирования (СМА) в соответствии с положениями по построению единой системы мониторинга и администрирования дорожного уровня технологического сегмента сети связи ОАО «РЖД» [7].
СМА первичной сети дорожного уровня технологического сегмента обеспечивает решение полного комплекса задач, связанных с эксплуатацией первичных сетей связи, построенных на базе аппаратуры различных фирм производителей, на протяжении их жизненного цикла.
СМА первичной сети дорожного уровня обеспечивает выполнение следующих функций:
- мониторинг и администрирование в процессе эксплуатации (техническое обслуживание, восстановление связей, набор статистики, расчеты);
- развитие (анализ качества, прогнозирование, формирование требований к эксплуатационным характеристикам сети и системы управления).
Управление первичной сетью технологического сегмента осуществляется операторами СМА на основании общего контроля (мониторинга) технического состояния первичной сети посредством формирования и выдачи на уровень управления сетью производителя распоряжений (команд) на выполнение определенных процедур предоставления и использования необходимого ресурса сети. Основные функции по организации и предоставлению необходимого ресурса сети обеспечиваются на уровне управления сетью производителя путем последующей передачи этих распоряжений в виде настроечных параметров в элементы первичной сети.
СМА первичной сетью предоставляет обслуживающему персоналу следующие услуги:
- анализ информации о состоянии сети;
- решение оперативных задач при проведении необходимых управляющих процедур (операций), обеспечивающих корректное управление сетью в случае проведения мероприятий по реконфигурации сети, текущему обслуживанию, в результате возникновения внештатных ситуаций, устранению неисправностей и т.д.;
- анализ производительности сети связи;
- долгосрочное и краткосрочное планирование развития сети связи;
- планирование технического обслуживания и работ на сети связи;
- обеспечение решения полного комплекса задач, связанных с эксплуатацией первичных сетей связи, построенных на базе аппаратуры различных фирм производителей;
- анализ качества, прогнозирование, формирование требований к эксплуатационным характеристикам сети и систем управления.
Алгоритм работы программы мониторинга представлен на листе 2 графического материала.
3.1.2 Система мониторинга и администрирования системы ОТС дороги
Система мониторинга и администрирования системы ОТС обеспечивает решение следующих функциональных задач:
- непрерывный круглосуточный контроль работоспособности оборудования ОТС;
- предоставление инструментальных средств диагностики и устранения отказов в оборудовании ОТС;
- ввод и корректировку настроечных параметров в оборудование ОТС, устанавливающих конфигурацию технических средств (коммутационного оборудования) ОТС, структуру цифровой сети ОТС и направление информационных потоков в сети ОТС.
Объектом мониторинга и администрирования в системе ОТС являются коммутационные станции (или иное коммутационное оборудование) цифровой сети ОТС, а также каналы цифровой сети ОТС (потоки E1), кольцевые схемы организации которых определены ОСТ 32.145-2000 [8].
В целях организационного обеспечения СМА системы ОТС дороги (региона) образованы дорожный (региональный) центр технического управления (ЦТУ) и зональные центры технического обслуживания (ЦТО) с определенными функциями эксплуатационного персонала.
Дорожный (региональный) ЦТУ предназначен для решения задач административной службы системы ОТС дорожного (регионального) уровня в части:
- общего контроля технического состояния сети ОТС в целом по дороге (по региону);
- установления (присвоения) системных адресов сетевым элементам ОТС согласно системе адресации, принятой в данном регионе;
- планирования и управления конфигурацией потоков Е1 в сети ОТС;
- планирования и управления групповыми каналами в пределах региона;
- координирования действий ЦТО при возникновении аварийных ситуаций на сети ОТС, выходящих за пределы одного ЦТО.
Дорожный (региональный) ЦТУ должен размещаться при управлении железной дороги.
Зональные ЦТО обеспечивают мониторинг и администрирование оборудования ОТС в пределах подведомственных им зон обслуживания. Основной задачей эксплуатационного персонала зонального ЦТО является контроль (мониторинг) работоспособности оборудования ОТС подведомственной зоны обслуживания, организация ремонтно-восстановительных работ в случае отказов компонентов сети ОТС, а также конфигурирование системы ОТС подведомственной зоны по заданию ЦТУ и в пределах определенных для ЦТО полномочий.
Техническими средствами, обеспечивающими решение функциональных задач СМА системы ОТС, являются:
- рабочие места (РМ) эксплуатационного персонала, организованные на базе персональных компьютеров и размещенные в ЦТУ и ЦТО, а также непосредственно на объектах мониторинга и администрирования;
- информационная сеть, предназначенная для передачи сообщений СМА между рабочими местами, а также между РМ и коммутационными станциями, как объектами СМА цифровой сети ОТС.
Информационная сеть СМА системы ОТС обеспечивает подключение рабочих мест эксплуатационного персонала к оборудованию ОТС на трех уровнях [1]. Рисунок 3.1:
Рисунок 3.1 Структурная схема информационной сети СМА
- на первом (нижнем) уровне (РМ-1) – непосредственно на объектах, где установлено оборудование ОТС, в режиме локального доступа к ресурсам коммутационной станции;
- на втором уровне (РМ-2) – в зональных ЦТО, в режиме дистанционного доступа к ресурсам коммутационных станций, входящих в состав подведомственной зоны (участка) обслуживания;
- на третьем уровне (РМ-3) – в дорожных (региональных) ЦТУ, в режиме информационного обмена РМ-3 с рабочими местами РМ-2 зональных ЦТО.
3.1.3 Система управления сетью общетехнологической связи
Для сети ОбТС должна быть реализована трехуровневая модель мониторинга и администрирования:
- уровень управления сетями производителей и отдельными их элементами;
- уровень управления сетями отделений дороги;
- уровень управления сетью ОбТС дороги (централизованный мониторинг и административное управление сетью).
На уровне управления сетями производителей и отдельными их элементами осуществляется мониторинг и администрирование подсетей ОбТС на УПАТС разных производителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15