Рефераты. Оптимизация плана работ по отладке программных продуктов

 

В последнее время в компании «Оргнефтехим» постоянно растет объем выполняемых работ по созданию программного обеспечения для объектов заказчиков. В связи с этим увеличивается время, необходимое персоналу, занимающемуся доработкой программного обеспечения, создаваемого для заказчиков ООО «Оргнефтехим», для анализа его качества и оценки, особенно ручными методами.

Целью задачи «Оптимизация плана работ по отладке программных продуктов» является такое распределение труда, при котором поддерживался бы необходимый уровень качества программных продуктов при минимальных затратах человеко-часов.

Для решения данной задачи необходимо определить все параметры по программным продуктам каждого проекта, т.е. определить стадию жизненного цикла, на котором в данный момент находится разрабатываемый продукт, установить номенклатуру параметров для каждого жизненного цикла каждого программного продукта, сравнить параметры результатов тестирования с нормативами технической документации данной разработки, и сформировать оптимальный план доводки с минимальными затратами человеко-часов.

Для реализации поставленной задачи необходимо в первую очередь формализовать задачу, выявив все параметры и их взаимосвязь, разработать алгоритм решения задачи,  после чего реализовать его в виде программы, который позволит на последнем этапе оценки составлять план работы, предусматривающий возможность оптимизировать распределение ресурсов при решении задачи.

Автоматизация данной задачи позволит упорядочить труд специалистов, занимающихся вопросами управления качеством разрабатываемого программного обеспечения, что приведет к укреплению позиции компании на рынке разработок программных продуктов.

2.1. Описание сущности задачи «Оптимизация плана работ по отладке программных продуктов».

Оценка качества программного продукта проводится на фазах жизненного цикла (табл. 1) и включает набор номенклатуры показателей (табл. 2), применяемость показателей (табл. 3), их оценку и сопоставление значений показателей, полученных в результате сравнения с базовыми значениями.

Показатели качества объединены в систему из четырех уровней. Каждый вышестоящий уровень содержит в качестве составляющих показатели нижестоящих уровней. Для обеспечения возможности получения интегральной оценки по группам показателей качества используют факторы качества (1-й уровень): надежность программного продукта, сопровождаемость, удобство применения, эффективность, универсальность (гибкость) и корректность.

Каждому фактору качества соответствует определенный набор критериев качества (комплексные показатели – 2 уровень): устойчивость функционирования, работоспособность, структурность, простота конструкции, наглядность, повторяемость, легкость освоения, доступность эксплуатационных программных документов, удобство эксплуатации и обслуживания, уровень автоматизации, временная эффективность, ресурсоемкость, гибкость, мобильность, модифицируемость, полнота реализации, согласованность, логическая корректность, проверенность.

Критерии качества определяют одной или несколькими метриками (3-й уровень). Если критерий качества определяется одной метрикой, то уровень метрики опускается.

Метрики составляются из оценочных элементов (единичных показателей – 4-й уровень), определяющих заданное в метрике свойство. Число оценочных элементов, входящих в метрику не ограничено.

Выбор оценочных элементов в метрике зависит от функционального назначения оценочного элемента и определяется с учетом данных, полученных при проведении испытаний различных видов, а также по результатам эксплуатации программного продукта.

Оценка качества программного продукта проводится в определенной последовательности:

1. Для установления показателей качества ПП необходимо получить результаты тестирования;

2.     На фазе анализа устанавливается жизненный цикл и выбор для жизненного цикла показателей и их базовых значений;

3.     Для показателей качества на всех уровнях (факторы, критерии, метрики, оценочные элементы) принимается единая шкала оценки  0/1.

4.     Показатели качества на каждом вышестоящем уровне (кроме уровня оценочных элементов) определяются показателями нижестоящего уровня, т.е.;

- результаты оценки каждого фактора определяются результатами оценки соответствующих ему критериев;

- результаты оценки каждого критерия определяются результатами оценки соответствующих ему метрик;

- результаты оценки каждой метрики определяются результатами оценки определяющих ее оценочных элементов.

Примеры метрик в зависимости от фазы программных продуктов показаны на рис. 5-7.

Каждый разрабатываемый программный продукт в каждый момент времени имеет определенную фазу жизненного цикла (см. табл.1). В зависимости от определенной фазы жизненного выделяется сумма показателей, которым программа на данном этапе жизненного цикла должна соответствовать. Рассчитывается суммарный показатель качества на соответствие с установленными в справочно-нормативной информации. Выделяется вид работ, необходимый для доводки программного продукта до уровня удовлетворения показателей качества.

Специалисты, осуществляющие работы по доводке программного обеспечения имеют разные квалификационные разряды. (см. табл2.) Разряд присвоенный специалисту характеризует его профессионализм. Специалисты имеющие пятый разряд (самый высокий) наиболее квалифицированы и могут выполнять гораздо больший перечень работ, по сравнению со специалистами меньшего разряда. При распределении специалистов на выполнение работ учитывается их разряд. Специалист с более высоким разрядом, затрачивает гораздо меньше времени на доводку программного продукта.

Табл.1.

№ п/п

Квалификация специалиста (класс)

Вид выполняемых работ

1

Постановщик задач

Тестирование программного обеспечения

Разработка Локальных приложений

Разработка Сетевых приложений

Разработка программ взаимодействия с аппаратной частью комплекса.

Выявление задач требующих решения

2

Программист 3 класса

Тестирование программного обеспечения

Разработка Локальных приложений

Разработка Сетевых приложений

Разработка программ взаимодействия с аппаратной частью комплекса.

3

Программист 2 класса

Тестирование программного обеспечения

Разработка Локальных приложений

Разработка Сетевых приложений

4

Программист 1 класса

Тестирование программного обеспечения

Разработка Локальных приложений

5

Тестировщик

Тестирование программного обеспечение

 Информация о жизненных циклах каждого программного продукта, и его характеристиках поступает в отдел управления качеством посредством локальной сети (от отделов расположенных в центральном офисе), а также посредством модемной связи (от отделов расположенных в других городах). На все программные продукты, не удовлетворяющие показателям качества необходимо выделять время специалиста для выполнения работ по устранению недоработок.

В результате решения задачи «Оптимизация плана работ по отладке программных продуктов» требуется составить план проведения работ, данный план должен включать в себя накопленные заявки на выполнение работ по доводке, с минимальными затратами времени специалистов на устранение недоработок. План требуется составить на неделю. При составлении плана, направление определенного специалиста на определенный вид работ, требуется учитывать разряд специалиста, и фазу жизненного цикла дорабатываемого программного продукта.

                                                                                                          Таблица 2

Фазы жизненного цикла программного продукта

Процесс

Фаза

Подфаза

Результат

Разработка

Анализ

-

Определение требований.

Спецификация требований.

Техническое задание.

Проектирование

Логическое проектирование

Логический проект (функциональный проект):

-системы,

- программ,

- модулей,

- документации.

Кодирование

-

Модули.

Программы.

Система.

Средства тестирования.

Дополняющая документация.

Тестирование

-

Тестирование модуля, программы системы, дополняющая документация.

Сдача в фонд (при необходимости)

Изготовление

Выпуск

Программное средство в форме, готовой для поставки.

Документация.

Правила внесения изменений.


Испытания

Установленный программный продукт

Организация применения.

Отчет об испытаниях.

Отзыв пользователя

Применение

Внедрение

-

Подтверждающее стабильной эксплуатации.

Предоставление набора услуг по внедрению.

Эксплуатация

-

Предложения по усовершенствовании.

Сообщения о функциональных отклонениях.


Обслуживание (сопровождение)

-

Информация о сопровождении программ.

Измененный программный продукт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.