Рефераты. Законодательные полномочия субъектов Российской Федерации

Можно сказать то, что парламентаризм в регионах России развивается. Наблюдается достаточно видимая тенденция усиления политического влияния представительных органов власти субъектов Федерации, в том числе и по сравнению с федеральным парламентом. Она проявляется в усилении процедур контроля за деятельностью исполнительных органов, в том числе с помощью созданных органов - счётных палат, в судебной защите (уставные (конституционные) суды субъектов и, конечно, Конституционный Суд РФ), в росте числа депутатов, работающих на профессиональной основе. Вместе с тем, требуют решения случаи неоправданного ограничения определенных полномочий, а также влияния внеправовых факторов (например, политической конъюнктуры, авторитета главы исполнительной власти и т. д.) на решения законодательных органов. В целом идея регионального парламентаризма, самостоятельности субъектов федерации нашла свою поддержку и начинает приносить положительные результаты в различных сферах деятельности.

Подводя итог в дипломной работе можно сделать выводы:

Во-первых, орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Во-вторых, независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы. Федеральное Собрание не подчиняется, какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиям Конституции РФ. Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается независимость парламента в отправлении своей главной функции. Парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятие Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».

В-третьих, Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти.

В-четвертых, конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

В-пятых, За прошедшие после принятия Конституции Российской Федерации годы законодательная власть в субъектах стала заметной и весьма активной составляющей регионального политического ландшафта.

Орган законодательной власти в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с др. уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный порядок.

В данной работе были решены следующие задачи: рассмотрена история развития парламентаризма в России, статус Федерального Собрания РФ и законодательных органов субъектов РФ, законодательные полномочия субъектов РФ и законодательный процесс в РФ.

Список использованной литературы

Нормативные источники

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 апреля 1999 года. М.: ООО “Фирма "Издательство АСТ"”, 2000. - 64 с.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (Российская газета. № 3, 06.01.97) (ред. 15.12.2001).

3. Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счётной палате РФ», // Собрание Законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 169-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4934).

5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания -- Парламента РФ. Принят 25 марта 1994г. -- Издание Государственной Думы 1994. № 80-1.

6. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2000. N 32. Ст. 3339; 2002. N 22. Ст. 2026; N 28. Ст. 2790; 2003. N 28. Ст. 2892; N 50. Ст. 4844; N 52 (ч. I). Ст. 5036; 2004. N 34. Ст. 3526, 3535; N 52 (ч. 2). Ст. 5278; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 8, 21; N 19. Ст. 1756; N 27. Ст. 2717

7. Федеральный закон от 17. 12.98 № 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации” (Российская газета, № 242, 22.12.98).

8. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3131-1 “О статусе судей в Российской Федерации” (Российская газета № 170, 29.07.92)(ред. 15.12.2001).

9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005).

Научная литература:

10. Абдуллаев М.И. Проблемы теории государства и права. - С-П.: ПИТЕР,2003г

11. Автономов А.С., Захарова А.А., Орлова Е.М. Региональные парламенты в современной России. - М.: Изд. центр науч. и учеб. программ, 2000. - 88 с.

12. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. -- М.: Юристъ, 1999. с. 709.

13. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - 720 с.

14. Богданова Н.А. К вопросу о понятии и моделях народного представительства в современном государстве // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. - М., 1998. - С. 13 - 18.

15. Лазарев В.В. Общая теория права и государства /.-. М.: Юристъ, 1996.-с.105-108.

16. В.Д.Перевалов. Теория государства и права /. - М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1997. -с.56-58

17. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 68; Сурков Д. Л. Указ. соч. С. 155. 04. 04. 02.

18. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. - М.: Городец-издат, 2001. - 288 с.

19. Витрук Н. Б. Проблемы теории правового положения личности в развитом социалистическом обществе. Автореф. дисс. на соискание учён. степени д-ра юрид. наук. М., 1979, с. 9.

20. Грингольц И.А. Компетенция // Юридический эниклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. - С. 146.

21. Грингольц И.А. Компетенция // Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 146; Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2000, с. 244; и др.

22. Ковачев Д.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Известия вузов. Правоведение. - 1985. - № 4. - С. 41 - 45.

23. Корельский В.М. В.Д.Перевалов. Теория государства и права /. - М.: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 2007. -с.56-58.

24. Козлова И.Е., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебное пособие. -- М.: Юристъ, 1996 с. 340

25. Краснов М.А. Депутат в системе народного представительства // Конституционный строй России. - М., 1992. - Вып. 1. - С. 148 - 160.

26. М.М.Рассолов, А.Б.Венгеров, В.Е.Чиркин.Теория государства и права

27. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало,2001

28. Масленникова С.В. Право граждан на представительство // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 25.

29. Н.И.Матузова А.В.Малько Теория государства и права. Курс лекций.. - М.: Юристъ, 2004 с.134-135

30. Несмеянова С.Э. К вопросу о развитии конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации // Российский юридический журнал. - Екатеринбург, 1998. - № 1. - С. 106 - 115.

31. Сурков Д. Л. Правовое регулирование компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти в уставах субъектов федерации: общее и особенное // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М., 2000. Вып. 1.

32. Тарасов О. Законодательное регулирование общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти: конституционные основы, цели воздействия // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 2000, № 1. - С. 59 - 65.

33. Закон и право учебник.. - М.:, ЮНИТИ,2000г

34. Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата // Актуальные вопросы правоведения в современный период. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. - С. 72 - 73.

Щербакова Н.В. К вопросу о сущности представительной власти // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. - М., 1998. - С. 29 - 33.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.