Рефераты. Внешние функции государства

Человечество - особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения, вымирания. Эти условия -отходы жизнедеятельности человека в самом широком смысле. Защита от этой угрозы всегда выступала социальной функцией. Уже в догосударственной организации общества происходили постоянные перекочевки кланов, первобытных групп из-за загрязнения среды обитания. И только создание в древности канализационных сооружений, пусть и примитивных, позволило человечеству перейти к оседлости, образовать города, иные постоянные посе-ления. Но сейчас проблема значительно сложней: безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству суще-ствовать. Без их создания и всепланетного применения, как полагают многие ученые, человечеству не выжить.

Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требова-ние современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной ка-чественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронта-ции к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство го-сударств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

К новой эволюции функций государств подталкивает и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информаци-онных систем, формирование общепланетного информационного простран-ства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций госу-дарств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических и иных тех-нологий.

Указанная выше эволюция функций затрагивает в той или иной степе-ни все, без исключения, современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества разви-ваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистичес-ких, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов к либерально-демократическим.

2.4. Классифи-кация функций

Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория госу-дарства в этой области.

Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообра-зие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.

Эффективно используется метод классификации и при изучении функ-ций государства.

Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельно-сти, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на об-щественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его су-ществования, и временные, появление которых вызвано специфическими ус-ловиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его де-ятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общест-ва, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль го-сударства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя по-литика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сфе-рам общественной жизни функции государства могут быть разделены на эко-номические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все ви-ды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направле-ния становятся для государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управлен-ческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Осо-бенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс ре-ализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма ча-сто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, кото-рая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы пере-дачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают мно-гие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, су-дебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.

Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.

Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо чле-нение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности го-сударства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Внутренние функции государства проявляют себя в экономическое, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономичес-кую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хо-зяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и ме-ры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т. п. Понятно, что та или иная функция более или менее ярко проявляется на со-ответствующем этапе государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистичес-ких государствах.

Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических инте-ресов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнеде-ятельности.

Деление функций на внутренние и внешние - это определенное наследст-во, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведом-ству» классовой сущности государства, например хозяйственно-организатор-ская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социали-стической экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркива-лось, что «по мере продвижения к коммунизму экономическая роль государ-ства будет усиливаться, в связи с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его хозяйственно-организаторской функции, посколь-ку она имеет целью создание материально-технической базы коммунизма».

Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнитель-ной психологии и социального иждивенчества, вытекавших из организаторско-хозяйственной функции государства.

Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциаль-ных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т. п., хотя зачастую все это имело демагогический характер.

Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в извест-ной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.

Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и ис-пользования ядерной, информационной технологий, в области зашиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

2.5. Структура государства, обеспечивающая выполнение функций

Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происхо-дит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государст-венных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, чет-кого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.

Например, в пределах Российской Федерации возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах как бы трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных об-ластей и округов и органами власти краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспече-ние национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т. п. Но есть вопросы другого ро-да, где объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными ор-ганами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.

2.6. Госу-дарственный аппарат. Бюрократия и функции государст-ва. Функции государства, государственной власти, органа государства

Но проблеме децентрализации функций в Российской Федерации свой-ствен еще один аспект. Выше уже отмечалось, что становление многоуклад-ной рыночной экономики влечет изменение ролей государства и человека в обществе. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том чис-ле сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.