2
Всякое государство в процессе своей жизни осуществляет ряд весьма сложных заданий и целей, развивает некоторую целесооб-разную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществля-ет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классифика-цию представляется делом совершенно невозможным. Цели эти, с одной стороны, чрезвычайно многочисленны, с другой стороны, при их изменчивости в зависимости от исторических и культур-ных условий чрезвычайно разнообразны. Государство выступает и в качестве хозяина, и в качестве организатора военной силы, и в качестве охранителя безопасности, и в качестве судьи, и в качест-ве хранителя культурных благ и т.д. Старое патримониальное го-сударство одной из своих целей имело организацию царской охоты, современное государство устраивает научные институты и музеи. Перечисление конкретных целей государства может соста-влять предмет чисто описательной дисциплины, изучающей ка-кую-нибудь государственную единицу в определенный период ее жизни, но такое исследование не может быть предметом общей те-ории государства. Практически каждая государственная органи-зация определенного типа культуры имеет некоторый постоянный круг заданий, который она принуждена бывает очертить и определить в процессе своей конкретной деятельности. В частности, государство западной культуры уже в период образо-вания абсолютной монархии составило каталог основных направ-лений государственной деятельности, так называемые Ressorts, сообразно которому и были построены основные отделы государственно-правительственного аппарата Ressorts, то есть области управления.. Эмпирические очерта-ния этого круга государственных деятельностей настолько вошли в привычку в современном государстве, что они даже были приня-ты в революционные эпохи и со стороны правительств, стремя-щихся построить свой организационный аппарат совершенно на новых началах. Когда, например, советская власть приступила к организации своего правительственного аппарата, она построила его, в значительной степени придерживаясь того старого катало-га, который, как было указано, был составлен еще в эпоху абсо-лютной монархии. Ressorts коммунистической власти оказались внутренние дела, земледелие, труд, военное и морское дело, торго-вля и промышленность, народное просвещение, финансы, ино-странные дела, юстиция, продовольствие, почта и телеграф, дела национальностей Декрет II Всероссийского Съезда Советов от 28 октября 1917, Соб-рание Узаконений, № 1.. В основе таких заимствований лежат общие для современной культуры потребности, а также соображения технической целесообразности и потребность в разделении труда и в специализации.
Несколько иначе обстоит дело с изучением тех средств, при помощи которых государство выполняет эти цели. Причем под средствами мы будем разуметь:
1) материальные и технические ресурсы, необходимые при проведений в жизнь поставленных за-дач;
2) совокупность властных актов, к которым государство прибегает при достижении означенных целей и при применении необходимых для этого достижения средств.
Что касается первых, то они столь же разнообразны, как и государственные цели. Госу-дарство ставит цели народного образования -- средством здесь яв-ляется построение учебных заведений, следовательно, проведение прежде всего ряда чисто хозяйственных мер, далее подбор учителей, их подготовка, выработка планов преподавания и т.д. В процессе применения названных средств государство вхо-дит в сложный ряд деятельностей, которые также поддаются только эмпирическим классификациям. Однако государство есть властный союз -- и в процессе постановки своих целей, и в приискивании средств для их осуществления оно поступает властно, оно приказывает, повелевает, распоряжается. Мы подходим здесь к средствам государственной деятельности в смысле общей фор-мы осуществления государственных задач во всем их многообраз-ном объеме. Таковые формы единообразны, поскольку в них всех заключается властный элемент. Во имя чего и как бы ни дейст-вовало государство -- оно властвует и, следовательно, осуществ-ляет одинаковые властные акты. Виды этих властных актов не многочисленны, и классификация их может быть построена на внутренних необходимых принципах.
В настоящее время в общей государственной теории для обо-значения направления государственной деятельности применя-ется понятие государственной функции, причем под функцией понимают и цели, которые ставит государство, и средства, кото-рые применяются им для осуществления этих целей, и формы властных актов Понятие государственной функции в формальном смысле не впол-не совпадает с нашим понятием формы властных актов. Формальной функцией называется специальная деятельность какого-либо органа, ме-жду тем как мы анализируем властные акты вне всякой связи с условной закрепленностью их за какими-либо носителями государственной вла-сти. Дюги называет функциями «1'activite juridique des gouvernants».
Это -- справедливо, если только освободить понятие функции от юриди-ческого смысла. См. Traite, II, стр. 14. Очень близко к нашему понятию стоит Сагге de Malberg, Theorie generate de PEtat, 1920,1, который определяет функцию как активность государства, поскольку она выража-ется в различных способах проявления государственной власти. От функции он отличает атрибуты государства -- то, что мы называем целя-ми и средствами.. Одинаково говорят и о хозяйственных функ-циях государства, и о функциях законодательства, хотя законо-дательство и не есть цель в смысле народного образования или финансов: законодательство есть один из способов выявления властвования, применяемый при осуществлении совершенно различных целей -- и хозяйственных, и финансовых, и полицей-ских, и культурных. В последующем мы будем разуметь под функциями государства только форму его властных актов -- по-нятие, единственно заслуживающее научного анализа в общей теории государства Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М.: Аграф. - 1998. - с. 549-562..
Наконец, многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государст-ва, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в эконо-мической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» - первоначально у бур-жуазного государства) до тотального регулирования производства, распреде-ления у социалистического государства, а в социальной жизни - от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (опять же у социалистического тоталитарного государства).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8