Рефераты. Внешние функции государства

Все это схематическое изложение зависимости между содержательными и формальными характеристиками государства и его функциями понадо-билось для того, чтобы показать, что исторический опыт действительно да-ет теории государства основание утверждать: с эволюцией государства ме-няется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные сред-ства и способы, обеспечивающие функции государства.

Да и само понятие функции уже используется в научной литературе не столько для показа ее зависимости, особенно от классовой сущности государ-ства, сколько просто для характеристики, описания деятельности государст-ва. Кроме того, это понятие стало использоваться и для учета связи функций государства с многими этнокультурными, идеологическими, духовными и иными факторами воздействия.

Вместе с тем надо обратить внимание и на следующее. Теоретическое описание, обобщение выполняемых функций различными государствами позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

По мнению Л.А. Морозовой, к этим признакам относятся:

- прочно сло-жившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах обще-ственной жизни -- экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социаль-ным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

- на-правление деятельности государства на решение крупных социально-эконо-мических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

- деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государст-во конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкрет-но-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменя-лась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

В этом смысле, например, можно утверждать, что только изучение госу-дарственности России, отложившейся на длительной исторической шкале начиная примерно с государственных реформ Петра Первого (т. е. на протя-жении примерно 300 лет), позволит понять и успешно решить современные проблемы организации и деятельности нынешнего Российского государства. Изучение этой государственности только за 80 лет, т. е. с 1917 года -- социа-листический этап - уже не является достаточным для решения современных сложных задач возрождения и процветания Российского государства, его новой функциональной ориентированности.

Следует еще раз подчеркнуть, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не же-стко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции государ-ства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности го-сударства в определяющих областях его существования: в экономической, по-литической, социальной и иных. Основные функции (наиболее важные направления деятельности государства) все же достаточно «чутки» к глобаль-ным изменениям основных характеристик государства.

Иные же функции, как, впрочем, и основные в некоторых своих аспек-тах, подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т. п. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретно-го государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функ-ций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие та-кого функционального содержания всячески отрицалось в официальной иде-ологии и политике социалистического государства.

Таким образом, в государственности того или иного общества сохраняет-ся преемственность функций, но действует и механизм обновления функ-ций. В частности, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.

2.2. Об-щесоциальное, классовое и национальное в функциях го-сударства

Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных со-циальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном истори-ческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества.

Именно в этом смысле государственная организация общества приобре-тает большую социальную ценность.

Уже ранние города-государства - первоначальная государственная орга-низация общества, появившаяся на излете присваивающей экономики как необходимая реакция на кризисное состояние человечества - берут на себя общезначимые социальные функции, о которых речь шла выше при харак-теристике раннеклассового государства, и прежде всего функцию обеспече-ния производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, ме-таллообработка, керамика и т. п.). И тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от выми-рания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, со-здает цивилизацию.

И если вновь, как предсказывают многие ученые, человечество окажется в кризисном состоянии в XXI веке из-за действия экологического, демографи-ческого, сырьевого и иных факторов, которые могут дойти до угрожающего всему человечеству уровня, то можно предположить, что только новое разви-тие государственности, появление новых общесоциальных функций сможет обеспечить необходимый порядок, координацию, иные состояния, обеспечи-вающие существование цивилизации, ее спасение, воспроизводство.

Словом, общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы.

Например, к такому общесоциальному содержанию у некоторых народов относилось:

- поддержание мореплавания, морской торговли (островные го-сударства),

- защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые север-ные или тихоокеанские страны).

А у иных народов именно сохранение сво-ей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от то-го, какой тип это государство являло или в каких формах устройства суще-ствовало и функционировало.

Основы существования некоторых народов в конкретных условиях прожи-вания на определенной территории, с определенными географическими, кли-матическими и иными характеристиками перерастали в «вечные вопросы», в вечный предмет государственной деятельности. Именно они наполняли обще-социальные функции конкретным содержанием, которое приходилось реали-зовывать на протяжении столетий на любом этапе государственности, чтобы обеспечить жизнедеятельность и выживание того или иного общества, того или иного народа.

Здесь же важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции ха-рактеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что, кстати, умалялось, а порой и вообще игнорировалось на предыдущем, марксистско-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение националь-ной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохра-нения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначе-нию и форме конкретного государства являются классовые функции государ-ства. Классовую борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязывал к ее различным формам, степени ожесточенности или, наоборот примирения, те или иные функции государства, само существование, судьбу, природу государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции в государственности многих народов.

Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, во-лю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в дан-ном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, речь идет о широком понимании классов как определенных соци-альных, организованных структур общества.

К классовым функциям относится прежде всего подавление господствую-щим классом с помощью государства (главным образом используя каратель-ные органы государства - армию, полицию) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением:

- присваиваются результа-ты чужого труда, чужое имущество,

- классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества,

- используется судебное и в основном внесудебное преследование,

- осуществляется их переселение в ре-гионы с весьма тяжелыми условиями жизни,

- и вообще классовые противники устраняются физически.

Но классовые функции могут осуществляться и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например путем эмиссий, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной пла-те, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.