Определить подведомственность трудового спора -- значит уста-новить юрисдикционный орган, который управомочен разбирать кон-кретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон. Так, КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть разрешены непосредственно в суде.
КТС подведомственны: споры о взыскании заработной платы и о ее размере, о применении дисциплинарных взысканий и др.
КТС структурного подразделения, организации может рассматри-вать только трудовые споры в пределах полномочий этого подразделе-ния, организации.
Порядок рассмотрения трудового спора диктуется его характером. Например, спор по поводу признания дисциплинарного взыскания незаконным разрешается КТС, а трудовой спор о незаконном уволь-нении за систематическое нарушение трудовой дисциплины -- непо-средственно в суде. Значит, по содержанию трудового спора можно определить его подведомственность, а именно, в каком первоначально юрисдикционном органе должен рассматриваться трудовой спор -- первоначально в КТС, а затем в суде, или непосредственно в суде.
На первом этапе трудовой спор должен разрешаться между субъ-ектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены либо путем их непосредственных пере-говоров, либо с участием представителей выборного профсоюзного органа, стороны спора могут обратиться к помощи юрисдикционного органа за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудо-вого права. Возникает индивидуальный трудовой спор, который с этого момента является юридическим фактом, порождающим гражданско-процессуальное правоотношение по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, иногда существует наряду с ним.
Особенности в определении подведомственности трудовых спо-ров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих. На них распространяется действие зако-нодательства о труде, за изъятиями, установленными Законом о госу-дарственной службе. Их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены вышестоящим органом или судом.
Основными нормативными актами, которые определяют поря-док рассмотрения трудовых споров, являются ТК, ГПК.
При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) применяют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданско-процессуального законодательства (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 197, 210, 407 ГПК).
Большое значение для единообразного применения законода-тельства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума ВС РФ. Так, Пост. Пленума ВС РФ от 22.12.92 № 16 дает разъяснения по применению норм о прие-ме, переводе и увольнении работников, а также по подведомственно-сти трудовых споров, постановление Пленума ВС РСФСР от 25.12.90 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» Сборник поста-новлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М., 1997. С. 100 обеспечивает правильное разрешение этой категории трудовых споров. Имеются также постановления Пленума ВС РФ, касающиеся труда молодежи, компенсации морального вреда и др.
3. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция.
Инициатива создания КТС может исходить как от работников, так и работодателя организации.
В отличие от КЗоТ новый ТК предусматривает образование ко-миссии по трудовым спорам на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.
Представители работников избираются общим собранием (кон-ференцией) работников организации или делегируются представи-тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).
Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует более половины работающих в данной организации (подразделении) работников.
Избранными в состав КТС (в т.ч. в КТС подразделения) считают-ся работники, получившие большинство голосов.
Члены КТС должны быть знакомы с нормами трудового законода-тельства и объективно подходить к решению вопроса о его примене-нии. Не допускается избрание в состав КТС каких-либо временных кандидатов.
Представители работодателя назначаются в Комиссию руководите-лем организации.
Для организационно-технического обслуживания КТС (дело-производство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) приказом работодателя специально назначается постоянный работник, который выполняет эти функции. Он ведет; регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.п. КТС организации имеет свою печать.
КТС на своем заседании большинством голосов избирает из своего состава председателя, секретаря. На них возлагаются подготов-ка и созыв очередного заседания, организация ознакомления с посту-пившими в КТС заявлениями, вызов свидетелей, экспертов и других лиц, заинтересованных в разбирательстве трудового спора. При раз-решении спора председатель руководит ходом разбирательства дела, а секретарь КТС ведет протокол заседания и журнал.
Определив сущность и характер спора, необходимые доказатель-ства по делу, председатель и секретарь по согласованию с другими членами КТС решают, следует ли пригласить на заседание комиссии свидетелей и каких; назначают, если необходимо, проведение предва-рительных проверок; требуют от работодателя соответствующие доку-менты и расчеты.
Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению инди-видуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключени-ем споров, по которым ТК и иными федеральными зако-нами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385).
Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудо-вым спорам, если работник самостоятельно пли с участием своего предста-вителя не урегулировал разногласие при непосредственных переговорах с работодателем.
Компетенция КТС -- это определенная законом сфера ее дея-тельности по разрешению трудовых споров. Комиссия рассматривает все споры как членов профсоюза, так и не членов профсоюза, по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых спо-ров, подлежащих непосредственному разрешению в суде.
КТС рассматривает трудовые споры работников, занятых в орга-низации по трудовому договору (в т.ч. совместителей). В нее вправе обратиться работник, уволившийся из этой организации и поступив-ший на новое место работы, если индивидуальный трудовой спор относится к его прошлой трудовой деятельности, например если ему не в полном объеме выдали заработную плату, и по другим вопросам, отнесенным к компетенции КТС.
До обращения в комиссию работник должен принять меры к уре-гулированию разногласий при непосредственных переговорах с рабо-тодателем. Если разногласия не были урегулированы путем соглаше-ния работодателя и работника (или представляющего интересы работ-ника профессионального союза либо другого представительного орга-на), они могут стать предметом разбирательства КТС.
КТС разрешает следующие споры:
-- о признании недействительными условий, включенных в со-держание трудового договора. Обязанности и права, включаемые в договор, не должны ухудшать положение работника по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами о труде. КТС может по заявлению работника признать (своим решением) недей-ствительными те условия договора, которые ухудшают условия труда работника по сравнению с действующим законодательством и догово-рами о труде;
-- об оплате труда;
-- о рабочем времени и времени отдыха;
-- о правомерности изменения работодателем существенных усло-вий трудового договора;
-- об оплате труда, о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увели-чении объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК. При разрешении таких споров КТС руководствуется законодательными актами, отраслевыми соглашениями об оплате, а также действующими в организации локальными нормативными актами, коллективным и трудовым договорами;
-- о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников;
-- о законности применения дисциплинарных взысканий;
-- о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;
-- о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка, например в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии;
-- о предоставлении льгот и преимуществ работнику, когда обя-занность работодателя обусловлена нормативным правовым актом, коллективным или трудовым договором;
-- другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены ТК к непосредственной компетенции суда.
КТС неподведомственны споры по вопросам:
а) установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок; изменения штатов;
б) исчисления трудового стажа для предоставления льгот и пре-имуществ, когда законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения;
в) установления или изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов).
Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых отнесено законом к компетенции иных органов, например суда.
4. Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС и сроки обжалования их решений.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6