Рефераты. Международное право

737. Основные принципы международного воздушного права.

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством. Указанный принцип закреп-лен в нормах международного права, например в Чикагской конвенции 1944 г. и в национальном законодательстве государств, например в Воздушном кодексе Украины 1993 г. Так, в ст. 1 Чикагской конвенции установлено; «Договаривающиеся госу-дарства признают, что каждое государство имеет полный и ис-ключительный суверенитет в отношении воздушного простран-ства над его территорией». Аналогичное положение закреплено и в ст. 1 Воздушного кодекса Украины.

Суть принципа суверенитета над воздушным пространством заключается в том, что государства самостоятельно определяют правовой режим своего воздушного пространства. Согласно Чикагской конвенции 1944 г. законы и правила государства от-носительно допуска на его территорию или убытия с его терри-тории воздушных судов, занятых в международной аэронавига-ции, либо эксплуатации и навигации таких воздушных судов во время их пребывания в пределах его территории применяются к воздушным судам всех договаривающихся государств без различия их национальности. Иными словами, иностранное воздушное судно, совершающее международный полет, при нахождении в пределах территории другого государства подчиняется его юрисдикции.

Основой правового режима воздушного пространства госу-дарств является разрешительный порядок полетов иностранных воздушных судов над их сухопутной и водной территорией. Международные полеты над государственной территорией осу-ществляются на основании международного договора или спе-циального разрешения на совершение разового полета или се-рии полетов. При этом данные полеты производятся только по установленным воздушным коридорам, с посадкой в аэропор-тах, открытых для иностранных воздушных судов.

Принцип свободы полетов в международном воздушном про-странстве. Современное международное право относит к про-странству данного вида воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой, т.е. над международной территорией об-щего пользования.

Поскольку суверенитет ни одного государства не распрост-раняется на международное воздушное пространство, то воздуш-ные суда, находящиеся в нем, подчиняются юрисдикции госу-дарства регистрации судна. Вместе с тем, осуществляя свободу полетов в международном воздушном пространстве, воздушные суда не свободны от соблюдения международных правил и тре-бований, закрепленных в международных договорах или регла-ментах ИКАО. Так, по положениям Чикагской конвенции 1944-г. над открытым морем действующими являются правила полетов, установленные этой Конвенцией (Приложение 2). Все государ-ства обязаны придерживаться данных правил и принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем.

Принцип обеспечения безопасности международной гражданс-кой авиации. Данный принцип включает в себя два аспекта: I) меры по обеспечению технической безопасности летательных аппаратов, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; 2) борьбу с актами незаконного вмешательства в деятель-ность гражданской авиации.

795. Правовая природа международных организаций. Международные организации и государственный суверенитет. Международная правосубъектность международных организаций. Правовая основа создания и функционирования международных организаций. Проблема кодификации права международных организаций.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов.

Принцип суверенного равенства государств является руководя-щим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется следующими чертами: договорная основа междуна-родной организации; добровольность членства; в основном рекомен-дательный характер решений организации; ее межгосударственный характер; сохранение суверенности и равноправия государств как внутри организации, так и вне ее.

Дня правовой природы международной организации существен-ным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.

Проблема соотношения государственного суверенитета и общих целей и интересов организации находит разрешение в ее учредитель-ном акте. Между ними не возникает противоречий, если государство добросовестно выполняет взятые на себя по уставу организации обя-зательства и следует установленным принципам.

В настоящее время широко признается следующее положение: государства, создавая международные организации, наделяют их оп-ределенной право- и дееспособностью, признавая за ними способ-ность иметь права и обязанности, участвовать в создании и приме-нении норм международного права, стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осу-ществляет правотворческие, правоприменительные и правоохрани-тельные функции в сфере международного сотрудничества.

Способность международных организаций совершать юридичес-ки действительные действия от своего имени предполагает наличие у них относительно обособленной правовой воли. Такая воля качест-венно отличается от каждой индивидуальной воли государств-членов. Индивидуальные волевые акты членов организации не поддаются ни слиянию, ни простому сложению. Они согласуются, и эта согласо-ванная воля международной организации носит межгосударственный характер. Именно это волевое обособление международных органи-заций лежит в основе их международной правосубъектности и при-знанной за ними способности делать волеизъявления, принимать на себя права и обязанности по международному праву.

Источником этой относительно обособленной воли, ее правовой основой является учредительный акт. Это означает, что ни сами меж-дународные организации, ни их органы не могут совершать действия, выходящие за рамки учредительного акта.

Конечно, наделение международных организаций правами и обя-занностями не означает их приравнивания к государствам -- основ-

ным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что «Организация Объеди-ненных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Аналогичные поло-жения содержатся в большинстве учредительных актов.

Международные организации наделяются договорной правоспо-собностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглаше-ния в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международ-ными организациями или между международными организациями, «правоспособность международной организации заключать догово-ры регулируется правилами этой Организации».

Пункт 1 статьи 2 Конвенции разъясняет, что «правила Организа-ции» означают, в частности, учредительные акты, принятые в соот-ветствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику Организации.

Анализ учредительных актов международных организаций свиде-тельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматри-вающем право заключать любые договоры, способствующие выпол-нению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.), либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключе-ния организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами <с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми меж-дународными организациями или только с некоторыми из них).

Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представи-тельства государств, они сами имеют представительства в государст-вах и обмениваются представителями между собой. В Москве име-ются Информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. 6 октября 1992 г. было заключено Соглашение между Прави-тельством Российской Федерации и Управлением Верховного комис-сара ООН по делам беженцев об открытии представительства УВКБ.

15 июня 1993 г. было заключено Соглашение между Правитель-ством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объеди-ненного представительства ООН и ее органов, программ и фондов в целях поддержки и дополнения национальных усилий по решению наиболее важных проблем экономического развития, содействия социальному прогрессу и повышению уровня жизни. Объединен-

ное представительство включает ООН, Программу развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Программу ООН по окружаю-щей среде (ЮНЕП), фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Мировую продовольственную программу (МПП), Программу ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП),

Правительством РФ были заключены соглашения об учреждении постоянных представительств в Российской Федерации и с рядом других международных организаций, например с Международным валютным фондом (24 сентября 1997 г.), с Международной финансо-вой корпорацией (24 сентября 1997 г.).

Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Няций 1946 г., Конвенция о привиле-гиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межго-сударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.).

Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключитель-но международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секре-тарь и персонал Секретариата «не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посто-ронней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как меж-дународных должностных лиц, ответственных только перед Орга-низацией».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.