Рефераты. Международное право

Функции торговых представительств состоят в следующем:

а) представительство интересов в области внеш-ней торговли и содействие развитию торговых и иных хо-зяйственных отношений со страной пребывания торгпредства;

б) регулирование внешней торговли со страной пребывания;

в) осуществление внешней торговли со страной пребывания.

В настоящее время внешнеторговые операции осу-ществляются главным образом государственными всесоюз-ными объединениями (экспортными, импортными и эк-спортно-импортными). Подавляющее большинство госу-дарственных внешнеторговых объединений подведомствен-но Министерству внешней торговли.

Торговое представительство (следовательно, государство) несет ответственность по сделкам, заключенным или гарантированным торгпредством.

Торгпредство может выступать в иностранных судах в качестве истца. В качестве же ответчика оно может высту-пать в этих судах лишь по спорам, вытекающим из сделок, заключенных или гарантированных торгпредством, и толь-ко в тех государствах, в отношении которых государство выразило согласие на подчинение торгового представительства местному суду по таким спорам.

618. Нерушимость государственных границ и международная безопасность.

Государственная граница -- это линия, устанавливаю-щая пределы сухопутной или водной территории государ-ства.

Воздушной границей государства является воображае-мая криволинейная поверхность, восстановленная верти-кально к поверхности земли, воды вверх от линии сухо-путной либо водной границы. Верхний предел воздушной границы (отделяющий воздушную территорию от космо-са) международным правом не установлен.

Граница недр государства есть воображаемая криволи-нейная замкнутая поверхность, имеющая своим основани-ем сухопутный и водные границы, восстановленная вниз от них.

Государственная граница отделяет территорию данного государства от других государственных территории либо от международной территории (открытого моря, воздуш-ного пространства над ним).

Государственная территория и, следовательно, государ-ственная граница неприкосновенны. Государство имеет право применять меры, чтобы не допустить их нарушений: Если граница нарушена иностранным военным кораб-лем, пограничным отрядом другого государства и т. д., данное государство может предпринять действенные меры для прекращения нарушений, вплоть до применения воо-руженной силы против нарушителей.

Лица, виновные в нарушениях государственной грани-цы и пограничного режима, могут быть наказаны в уголов-но-правовом либо административно-правовом порядке в соответствии с внутренним законодательством государства, границы которого нарушены.

Границы между соседними государствами устанавлива-ются, как правило, в договорном порядке. Морская грани-ца, представляющая собой линию внешнего предела терри-ториальных вод, устанавливается в соответствии с норма-ми международного права. Ширина территориальных вод, как показывает практика, колеблется от 3 до 12 морских миль. Если воды, разделяющие государства, близко сопри-касаются, эти государства заключают соглашения о линии прохождения государственной границы между ними.

648. Полярные секторы: международно-правовая и национально-правовая регламентация деятельности государств в арктических районах. Границы секторов.

Арктика -- район земного шара, расположенный вокруг Север-ного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км. если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66°31` с.ш.), то площадь Арктики составит примерно 21 млн. кв. км.

К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия, Исландия (последние три -- незначительными частями сухопутной территории).

В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60° вл. -- 141° з.д., вплоть до Северного полюса. Сувере-нитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 192S г., запретившим иностранным государствам и их граж-данам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канадских властей в пределах Канадской Арктики между 141° и 60° зл.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного

рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972 г., преду-сматривающий обязательные правила по предотвращению загрязне-ния морской среды в границах Канадской Арктики.)

Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от 20 сентяб-ря 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Дан-ной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного, открытых экспедиция-ми Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «рас-положенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейско-го побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общеприз-нанной в течение столетий».

Ни от одного из государств не поступило заявления о несогласии с данной нотой. Были отмечены, после установления советской власти в России, отдельные попытки проверить «на прочность» суверенитет России в отношении указанных территорий. Так, в 1923 году судно под командованием английского капитана Нойса без разрешения посетило остров Врангеля, а в 1924 году американская шхуна «Hermen» -- остров Геральда. Это заставило правительство СССР выступить 4 ноября 1924 г. с заявлением о том, что все земли и острова, составляющие «продолжение к северу Сибирского ма-терикового плоскогорья», принадлежат по праву правопреемства РСФСР.

Официальным актом, подтвердившим принадлежность Советско-му Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Рос-сийской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Сою-за ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», от 15 апреля 1926 г. ^

Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, ко-торые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее прави-тельством СССР принадлежащими другим государствам, было объяв-лено к северу от побережья СССР (в настоящее время -- Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32°04'35" в.д. и меридиану 168°49'30" зд. Постановление рт 15 апреля 1926 г. не за-

трагавало вопросов правового статуса и правового режима морских пространств в указанных границах.

Таким образом, сами по себе границы полярных секторов не считались государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешало вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских (водных) прост-ранств. Считается, что правовой режим каждого отдельного района арктического моря следует оценивать отдельно, исходя из фактиче-ски сложившегося и имеющего многолетнее признание правопоряд-ка, основанного на учете Оборонных, политических, экономических и иных интересов, в первую очередь прибрежных государств.

В соответствии с таким подходом и Россия вправе рассматривать морские пространства Арктики в пределах «российского полярного сектора» (в том числе Северо-Восточный проход) в качестве зоны своих особых интересов. !->го влечет за собой признание за Россией права принимать в указанной зоне любые необходимые меры для обеспечения своей безопасности, вплоть до запрещения появления в пространстве зоны военных кораблей и самолетов других го-сударств.

Дания в течение ряда столетий оккупировала юго-западную часть острова Гренландия. Между 1916 и 1920 годами ее суверенитет над всем островом был признан многими государствами. Однако Норве-гия создала в 1922 году на северо-востоке Гренландии свою станцию и провозгласила в 1931 году норвежский суверенитет над этой частью острова, оправдывая свой действия тем, что Дания не осуществля-ла эффективной оккупации северо-восточной части Гренландии. Постоянная палата международного правосудия своим решением от 5 апреля 1933 г. признала суверенитет Дании над всем островом Грен-ландия, приведя в обоснование своего решения довод о том, что на северные полярные области в силу их природных особенностей не должны распространяться обычные требования об эффективной оккупации в качестве основания для признания прав суверенитета над ними и что в отношении таких областей достаточно осущест-влять простой контроль после их открытия и нотификации об этом.

Обладателями земель в Арктике являются также Норвегия и США. Положение Норвегии как арктического государства связано, прежде всего, со Шпицбергенским архипелагом.

Правовое положение Шпицбергена было определено на Париж-ской конференции 1920 года с участием США, Великобритании и ее доминионов, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Дании, Норвегии и Швеции. Советская Россия не была приглашена на конференцию. Договор о Шпицбергене был подписан 9 февраля 1920 г. В 1935 году к нему присоединился Советский Союз. Кроме того, к Договору в разное время присоединились более 20 других стран Европы, Латинской Америки и Азии.

Участники Договора согласились «признать на условиях, установ-ленных настоящим Договором, полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген с Медвежьим островом» (ст. 1). Согласно ст. 2, суда и граждане всех договаривающихся сторон «допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в ст. 1, и в их территориальных водах». Договор обязывает Норвегию не со-здавать и не допускать создания «в местностях, указанных в ст. 1», какой-либо морской базы, не строить никаких укреплений в тех же местностях, которые «никогда не должны быть использованы в воен-ных целях» (ст. 9). В ст. 10 Договора было оговорено: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Державами Рус-ского Правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.