Рефераты. Международное право

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

* государства юридически равны;

* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверени-тету;

* каждое государство обязано уважать правосубъектность других госу-дарств;

* Территориальная целостность и политическая независимость госу-дарства неприкосновенны;

* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;

* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели-кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция госу-дарства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша-тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международ-ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару-шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, ко-торое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, на-ходящимися под их контролем.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен-ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже-ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете-ние территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко сформу-лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас-сматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения терри-ториальной целостности. Он означает:

* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии гра-ницы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязан-ность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим го-сударством, а также право контролировать движение через границу. Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше региональ-ный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе - Заключи-тельном акте СБСЕ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого го-сударства, свободное присоединение к независимому государству или объедине-ние с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто-летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива остаются два требования в отношении уже созданных государств:

* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;

* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, на-правленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности и единства любого государства.

Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли-чий их политических, экономических и социальных систем в следующих направ-лениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, куль-турной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверен-ного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред-усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не-возможно обязать государства сотрудничать.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным спо-собами создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв-ляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима-нию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу-дарства должны сообразовываться со своими обязательствами по международ-ному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде-ние договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основопо-лагающему принципу международного права - принципу добросовестного вы-полнения обязательств по международному праву”.

Первичными ячейками МПП являются его нормы. Взяв за основу некото-рые важные критерии, можно осуществить следующую классификацию. Между-народно-правовые нормы делятся:

* по содержанию и месту в системе - на цели, принципы и нормы;

* по сфере действия - на универсальные (глобально действующие, имеющие всеобщую обязательную силу и являющиеся основой общего права), региональ-ные (обладающие региональной спецификой и служащих источником для выра-ботки глобальных норм) и партикулярные (местные, распространяющие свое действие на ограниченный круг участников, в большинстве своем - на двусто-ронние отношения);

* по юридической силе - на императивные ( недопускающих отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признающие действительными противоречащие им обычаи и договора) и диспо-зитивные (допускающие отступления от них по соглашению во взаимоотноше-ниях сторон);

* по функциям в системе - на материальные (содержащие конкретные пра-вила обязательного поведения субъектов МПП) и процессуальные (регулирующие процессы создания и осуществления международного права);

* по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - на обыч-ные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия), договорные (создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения), нормы решений международных организаций (вспомогательные).

Различаются кроме того “жесткие” и “мягкие” нормы МПП. Вторые, в отличие от первых, не порождают четких прав и обязанностей, а лишь дают об-щую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. Для подоб-ных норм характерны формулировки типа “добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т.п. Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций.

Политические, организационные нормы. Международная вежливость Обыкновение и традиции МП.

По своей природе полит нормы представляют согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы МП. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юридическую, а политическую обязательную силу. Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений и так называемых “правил игры”.

Санкции при нарушении полит норм заключаются в отрицательной реакции государств и международных организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной полит системы.

Организационные нормы. Появление многочисленных международных органов и организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием государств. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы - это нормы внутреннего права международных организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.