Рефераты. Международное право

Естественно, международное право не может вопреки согласию государств ограничивать законные проявления су-веренной воли государств, включая их право на регулирование допуска иностранных судов в свои порты. Такое правомочие вытекает также из п. 3 ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву, который предусматривает право государств устанавливать «особые требования для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в качестве условия для захода иностранных судов в их порты или внутренние воды и для остановки у их прибрежных терминалов». Это право закреплено также в ряде других международных согла-шений, в частности в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, гл. VIII которой требует, чтобы иностранные ядерные суда перед заходом в порт пред-ставляли прибрежному государству информацию о безопас-ности такого захода. Если прибрежное государство сочтет, что заход атомного судна представляет угрозу для водных путей или окружающей морской среды и т. д., то оно может не допустить такое судно в свой порт.

Однако, характеризуя суверенное право прибрежного государства не допускать захода иностранных судов в его мор-ские порты в порядке предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются им в свои порты и внутренние воды, нужно иметь в виду, что это право не осу-ществляется произвольно. Условия допуска иностранных судов в порты формулируются в соответствующих законах и пра-вилах прибрежного государства, публикуемых им в «Извещени-ях мореплавателям» или иным должным образом. Естественно, что прибрежное государство не может выходить за рамки уста-новленных им самим предписаний. Вместе с тем поскольку при-брежное государство открывает свои порты для международного общения и в интересах развития международного сотрудничест-ва, указанные законы и правила должны приниматься с учетом как общепринятых международных стандартов и практики, так и интересов международного сотрудничества, в том числе и в от-ношении регулирования допуска иностранных судов в порты и обращения с ними там без какой-либо дискриминации. В про-тивном случае такие законы и правила не только не будут соот-ветствовать интересам равноправного международного сот-рудничества, но и способны причинить ему ущерб.

Некоторые государства требуют получения предваритель-ного разрешения для захода в свои порты научно-исследова-тельских или ледокольных судов. Вряд ли такого рода тре-бования соответствуют общим принципам мореплавания и поощрения научных исследований. Указанные требования явно расходятся с положениями Конвенции ООН по морскому праву, которая устанавливает, что прибрежные государства прини-мают меры для облегчения .доступа в свои гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам, соблюдающим положения конвенции (ст. 255).

Что касается военных кораблей, то, как и в любую часть внутренних морских вод, в морские порты, в том числе откры-тые, указанные корабли могут заходить по получении пред-варительного разрешения или приглашения (например, нанести визит вежливости) прибрежного государства либо, если зако-нодательство прибрежного государства это допускает, после предварительного уведомления. Прибрежное государство может устанавливать число и класс (равно как порядок и срок пре-бывания) иностранных военных кораблей, допускаемых в его порты.

Территории в Международном Праве

Государственная территория - это часть земного шара, находящаяся под

суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют: сухопутная территория, водная территория, воздушная территория, недра. Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства может изменяться в результате:

Разделения существующего государства, выхода части территории из состава государств, объединения двух или нескольких государств.

Национально освободительной борьбы и реализации права на самоопределения.

Обмена государственными территориями по соглашению сторон.

Применения мер ответственности за агрессию.

Цессии-уступки права на территорию.

Граница

Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.

Прохождение границы устанавливается:

на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам.

на море - по внешнему пределу территориальных вод

на реках - по середине главного форватера либо по их середине.

Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация (юр. принадлежность) предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Далее осуществляется демаркация - проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками- столбами, пирамидами и т.п., на воде- створами, вехами и т.п.

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила:

· содержания границы;

· пересечения границы лицами и транспортными средствами;

· пропуска через границу лиц и товаров;

· ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;

· разрешения пограничных инцидентов;

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных и внутренних вод. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

Порядок отсчета территориального моря:

· От линии наибольшего отлива - 12 миль

· От прямых исходных линий, соединяющих выступающие в море точки побережья, если береговая линия глубоко изрезана и извилиста - 12 миль

· От внутренних морских вод - 24 мили

· Пространство со смешанным правовым режимом:

· Шельф - поверхность и недра морского дна, простирающееся от внешней границы территориального моря.

· до глубины покрывающих вод 200м.

· Или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.

Международно-правовая охрана окружающей среды

Охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие “окружающая среда” охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты “искусственной” среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой.

В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную.

Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 90-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

Понятие “окружающая среда” неравнозначно по содержанию и понятию “экология”, так как последнее обозначает науку об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе общего международного права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования. Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно правового регулирования по защите окружающей среды.

На современном этапе главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных источников (в первую очередь посредством загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды.

Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными институтами. Практически устоялся термин “международное право окружающей среды” (МПОС).

Однако структурное формирование МПОС пока не завершено. Свидетельство тому - сохраняющееся тяготение некоторых принципов и норм, касающихся защиты окружающей среды, к другим отраслям международного права, особенно к морскому и воздушному. Речь идет о тех тесно связанных с ресурсопользованием отраслях и институтах международного права, в рамках которых начинало формироваться МПОС. Кроме этого формирующиеся специальные принципы и нормы по защите окружающей среды недостаточно конкретны.

Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.