Рефераты. Механизм государства

Этот вывод обусловливают два обстоятельства;

1. Россия по форме правления не относится к «чисто» президентским или, тем более, парламентским республикам. Не относится она и к полупре-зидент-ским республикам, которые сочетают в себе признаки и президент-ской, и пар-ламентской республики. В России есть отдельные признаки пре-зидентской рес-публики, но нет ни одного признака парламентской.

2. В России существуют все признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначе-ний не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в сво-их действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверен-ных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно за-висит от президента, который лично назначает судей, и др.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Кон-сти-туции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями от-реше-ния Президента от должности являются совершение им государствен-ной из-мены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конститу-ции в этом перечне отсутствует.

Действующая конституция РФ устанавливает такие основания для по-ста-новки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, спо-соб-ный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получа-ется, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 53.

.

4.2. Органы представительной и законодательной власти

Предста-вительным и законодательным органом России является Феде-ральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Феде-рации и Госу-дарственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительно-го и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профес-сиональной постоянной основе. Ее главная функция - принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим ор-ганом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Со-вет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой опреде-ляется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:

Ш рассмот-рение и утверждение законов, принятых Госдумой;

Ш изменение границ между субъектами Федерации;

Ш утверждение указов Пре-зидента Российской Федерации о введении военного или чрезвы-чайного положения;

Ш принятие решения о возможности исполь-зования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

Ш назначение выборов Президента Российской Федерации;

Ш назна-чение на должность судей Конституционного Суда, Верхов-ного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Ге-нерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Прези-денту на назначение Председателя Правительства Россий-ской Федерации; ре-шение вопроса о доверии Правительству; на-значение на должность и освобож-дение от должности Председа-теля Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституцион-ным законом; объявление амнистии и другие во-просы.

Система представительных и законодательных органов госу-дарственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные ор-ганы, образуемые субъектами Российской Федерации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 106..

Федеральная законодательная власть не имеет реальных полномочий по воздействию на исполнительную и Прези-дента, тогда как последний имеет сильные рычаги воздействия на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в определенных Конституцией случаях. Причем эти случаи (отказ в до-верии Правительству, трехкратный отказ в утверждении предложенной главой государства кандидатуры Пред-седателя Правительства) регламентированы та-ким образом, что предоставле-ние депутатам возможности занять принципиаль-ную позицию нередко обес-ценивается угрозой их досрочного роспуска. А пар-ламентариям, кроме отре-шения Президента от должности, трудно выполнимого из-за сложнейшей конституционной процедуры, ответить нечем.

Государственная Дума не реализует до конца механизмы контроля за Президентом. Правительством и исполнением принятых ею федеральных за-ко-нов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответст-венность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой рос-пуска. Президент может намеренно распустить Думу, предлагая ей на пост Председателя Прави-тельства три кандидатуры, которые заведомо не прием-лемы для нее. Конститу-цией, при этом, не регламентировано, что это должны быть различные кандида-туры. Пределы и направления нормотворчества Пре-зидента законодательно не определены, и это положение толкуется расшири-тельно, позволяя главе госу-дарства принимать решения по любым вопросам.

По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на ны-неш-ний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и пер-вичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утвержда-ются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписы-ваются и об-народуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Проце-дура формирования Совета Федерации, который наполовину со-стоит из пред-ставителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Прези-денту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юри-дической литературе часто отмечается, что парламент явля-ется важнейшим ин-ститутом в триаде разделения властей, значение Государ-ственной Думы посто-янно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 51..

4.3. Органы исполнительной власти

Согласно Конституции испол-нительную власть Российской Федерации осуществляет Прави-тельство России. Оно состоит из Председателя Правитель-ства и заместителей Председателя Правительства и федеральных мини-стров. Деятельность его регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

Правительство РФ:

Ш разрабатывает и представляет Государ-ственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его испол-нение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Ш обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансо-вой, кредитной и денежной политики;

Ш обеспе-чивает проведение единой государственной политики в об-ласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Ш осуществляет управление федераль-ной собственностью;

Ш проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней по-литики Российской Федера-ции;

Ш проводит меры по обеспече-нию законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью;

Ш реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, фе-де-ральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства осуществляется посредством функциониро-вания работающих под его руководством различ-ных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних эко-номиче-ских связей, внутренних дел, иностранных дел, культуры. общего и профессио-нального образования, природных ресурсов-путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.); 2) государственные комитеты РФ (по антимонопольной политике и поддержке новых экономичес-ких структур, управлению государственным имуществом Выс-ший аттестаци-онный комитет, по делам молодежи, по физичес-кой культуре и туризму, зе-мельным ресурсам и землеустройству, кинематографии, по печати и др.); 3) иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная авиационная служба, Феде-ральная архивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и ра-диационной безопасности и др.).

В Конституции РФ 1993 г. нет достаточно полного системно-структур-ного определения исполнительной власти. Основной За-кон относит к феде-ральной исполнительной власти только Правительство РФ. а вся нижестоящая часть этой пирамиды оказалась вне конституционно-го ноля.

Структура российского Правительства не похожа ни на одну из суще-ст-вующих в мире систем. Не похожа она на англосаксонскую систему (Пра-ви-тельство все же собирается иногда в полном составе). Не похожа данная струк-тура и на структуру правительства в полупрезидентской республике Франции, где официальными заседаниями Совета министров руководит только прези-дент. Положение Правительства в Российской Федерации, когда ключевые ми-нистры подчинены непосредственно Президенту, а Председа-тель Правитель-ства в отношении них не имеет руководящих полномочий, уникально и неиз-вестно другим правительствам мира.

Правительство России - это технократический кабинет, который не иг-рает самостоятельной политической роли. Но нужно ли Президенту такое тех-нократическое Правительство, которое не выполняет конституци-онного назна-чения высшего исполнительного органа власти и не несет фак-тически никакой политической ответственности? Модель «правительства при Кремле» совер-шенно неприемлема как с точки зрения закрепленных в Кон-ституции основ ор-ганизации исполнительной власти, так и с точки зрения организации эффектив-ной власти. Правительство «на побегушках» у Прези-дента и его Администра-ции - худший вариант исполнительной власти. Та-кое правительство никогда не станет ответственным Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 50.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.