Рефераты. Механизм государства

В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о го-сударственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопас-ности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функ-циями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый по-священ Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвя-щена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 - ста-тус вооруженных сил Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особен-ная часть. Страны Европы / Отв. ред. Б.А.Страшун. - М.. 1997. С. 732-733..

Возникновению и развитию механизма государства присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых полити-ческих сил приводит к слому старого и созданию нового механиз-ма, причем всех его элементов. Так было во Франции в конце XVIII в., такие «сломы» происходили в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы чаще всего направлены на планомерные из-менения отдельных элементов государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет применительно к террито-риальному устройству и построению региональных структур. Эво-люционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства. Так, например, медлен-но меняются государственные институты в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и Палата лордов британского парламента. Причем зарубежный опыт в целом по-учителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для нашей страны.

Государственный механизм призван функционировать эффек-тивно и бесперебойно, иначе решение политических, экономичес-ких и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:

Ш обеспечивать стабильность власти и устой-чивость конституционных институтов;

Ш последовательно выпол-нять функции, возложенные на государственные органы;

Ш пра-вильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;

Ш поддерживать баланс элементов механизма государства, не допус-кая преувели-ченной роли одних и недооценки других;

Ш способствовать де-мократизации власти и широкому участию граж-дан в управлении государственными делами.

В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях от консти-туционной модели меха-низма государства. Нередко возникают не-формальные структуры, которые дей-ствуют параллельно с госу-дарственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастают-ся лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс ц уровни принятия госу-дарственных решений.

Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное и эффективное решение актуальных про-блем развития общества и государства и предотвращение негатив-ных явлений.

Государственный механизм действует и развивается не изо-лированно от институтов гражданского общества. Его взаимодей-ствие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере эко-номики и социального развития. И вместе с тем закон допуска-ет воз-можное наделение органов местного самоуправления от-дельными государст-венными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходи-мые материальные и финансо-вые средства. Государство контролирует реализа-цию переданных полномочий.

Взаимодействие механизма государства с местным самоуправ-лением способствует расширению демократической базы государ-ственной власти. Реа-лизации конституционного права граждан на участие в управлении государст-венными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественны-ми объединениями граждан - партиями, профсоюзами, общест-вами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договорен-ности между госорганами и объединениями граж-дан приводят в итоге к обще-ственному согласию. Оппозицион-ные действия и политическое давление не-редко порождают кон-фликты.

Для гражданского общества и механизма государства ключе-вой пробле-мой является доверие и поддержка населения. Отчуж-дение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет госу-дарственный механизм. Подчас его же-сткие действия и бюрокра-тический стиль порождают отчуждение от власти и создают «пло-хие образы» ее институтов.

Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима-тельства, творческих союзов и др.). Это по-зволяет правильно сочетать публич-ные и корпоративные инте-ресы.

Неумелые действия должностных лиц и государственных ор-ганов и уч-реждений, плохое владение ситуацией нередко порож-дают скорее «протест-ные», чем позитивные формы политического участия граждан2. Поэтому нужно создавать подлинно демокра-тический стиль отношений между властями и на-селением. Глас-ность, доступность и высокая политико-правовая культура слу-жат средствами решения этой задачи.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, не-посредственно олицетворяет государство, представля-ет собой его, реальное ма-териализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. С. 109..

Как уже было указано, понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле по-нятие государст-венного аппарата как совокупности всех государ-ственных органов совпадает с определением механизма государ-ства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управле-ния. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-рас-порядитель-ных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппа-рата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекват-ное категории механизма государства.

Понятие механизма государства раскрывается через харак-терные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк-тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государствен-ных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельно-сти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об ос-новах государствен-ной службы Российской Федерации» и других федеральных за-конах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различ-ные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фак-тор структуры государственного механизма в соответствующих историче-ских условиях данного государства закреплен в его Кон-ституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, ис-полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста-тье 11 Конституции определено, что госу-дарственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Рос-сийской Федерации; государственную власть в субъектах Рос-сийской Федерации - об-разуемые ими органы государственной власти.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, ор-ганы мест-ного самоуправления не входят в систему органов госу-дарственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функция-ми государ-ства существует тесная обратная связь. Функции со-временного Российского го-сударства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ-ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государствен-ных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура госу-дарствен-ного механизма, они непосредственно влияют на воз-никновение, развитие и со-держание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло-женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан-ных с этим государственных функций располагает необходимы-ми материальными средствами, так называемыми «веществен-ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от-дельные государственные органы и без которых не может обхо-диться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме-ханизме го-сударства не в качестве самостоятельных частей (эле-ментов) как государствен-ные органы, а именно как «веществен-ные придатки» последних. К ним отно-сятся различные матери-альные ценности, бюджетные средства, имущество, со-оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга-низа-ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас-смотренные материальные средства, «веществен-ные придатки» механизма го-сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот-носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципа-ми, основанная на разделении властей и располагающая необходи-мыми материальными придатками система государ-ственных ор-ганов, посредством которых осуществляются задачи и функции го-сударства Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 100..

Таким образом, феномен «механизм государства» включает четыре со-ставляющих:

1) структурную - совокупность определенных органов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.