Рефераты. Механизм государства

Разносторонность и многосложность деятельности государст-венного ме-ханизма обусловливает значительное число его Орга-нов. По различным научно обоснованным критериям они класси-фицируются на соответствующие виды.

Так, органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде-рации, феде-ральными законами, конституциями, уставами субъ-ектов РФ для непосредст-венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави-тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол-нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол-нительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функцио-нирования указанного в преды-дущем пункте вида государствен-ных органов (Администрация Президента, ап-параты палат фе-дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга-нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмот-ренных ви-дов, представляется обоснованным именовать первич-ными органами, ко вто-рому - вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные орга-ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подраз-деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относят-ся к фе-деральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоян-ные и временные. Абсолютное большинство государст-венных органов Россий-ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу-циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха-рак-тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллек-тива государственных служащих. Например, Федеральное Со-брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во-площаться в одном лице, занимающем государственную долж-ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене-ральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное на-значение в структуре ме-ханизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной вза-имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999 С. 98.

В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обяза-тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.:Юрайт, 1997 С. 65.

Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод о том, что речь об ответствен-ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис-сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен-ность перед представительными органами государственной власти - съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону - Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще-ствовала практика привлечения к кол-лективной судебной ответственности ра-ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол-нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре-вращением их в "высшие исполнительно-распоряди-тельные органы" (по Кон-ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра-вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель-ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от-носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас-нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.

Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сво-дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы-делялся особый ее вид - конституционная ответственность или ответствен-ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле-тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88..

Даже общий анализ проблемы ответственности органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую-щей сис-темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион-ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе-чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4. С. 96..

4. Структура государственного аппарата

современного российского государства

Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государст-венного механизма.

Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего сис-темного анализа, основу которого составляет иссле-дование категорий струк-туры и функций в их органической вза-имосвязи. В соответствии с этим струк-тура механизма государст-ва должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятель-ностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современ-ного Россий-ского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов - государственных органов и их сис-темных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими го-судар-ственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделе-ния властей структурные подразделения государственного меха-низма и учитывая выпол-няемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функ-ционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, под-системы) органов, образующих механизм современного Российского госу-дар-ства.

4.1. Президент Российской Федерации

С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Консти-туции РФ Прези-дент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не от-носится непо-средственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент России является гарантом Федераль-ной Конституции, прав и свобод человека и граждани-на. В установленном Ос-новным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Россий-ской Федерации, ее незави-симости и государственной целостности, обеспечи-вает согласо-ванное функционирование и взаимодействие органов государст-венной власти.

Президент России в соответствии с Конституцией и федераль-ными зако-нами определяет основные направления внутренней и внешней политики госу-дарства. Он как глава государства пред-ставляет Россию как внутри страны, так и в международных от-ношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Воору-женными Силами РФ. В развитие данного конституционного по-ложения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Прези-дент осуществляет руководство Воо-руженными Силами Россий-ской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Пред-седателя Правительства и дру-гих высших должностных лиц госу-дарства).

Президент избирается на четыре года гражданами России на основе все-общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конститу-цией соответствующей республикиТеория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. С. 105..

Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, зна-чи-тельно шире традиционного комплекса полномочий президентов демокра-тиче-ских стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Пре-зидента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешен-ность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и пол-но-мочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложи-лась нетипичная форма правления - суперпрезидентская республика, харак-терная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.