Рефераты. Механизм государства

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий-ского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государ-ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль-ных потребностей личнос-ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос-новах кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-занность государства». Это конституционное требование обра-щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст-венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно-часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги-стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе-дерация состоит из равноправ-ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде-рального значения, авто-номные области, автономные округа. Во взаимоотно-шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера-ции равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен-ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче-нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ-ектов, федеральные ор-ганы исполнительной власти и органы ис-полнительной власти субъектов Феде-рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон-ституции РФ органы государ-ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо-вания, как: верховенство за-кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво-бод человека и гражда-нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза-кон-ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу-дарственных служащих за обеспечение законнос-ти, прав и свобод граждан, га-рантий от необоснованного привле-чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за-кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер-шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи-зации и дея-тельности механизма государства получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци-пов, закрепляемых в федеральных за-конах. Комплексное выраже-ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу-дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз-деления зако-нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

Ш верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных за-конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны-ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

Ш приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средствен-ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Ш равный доступ граждан к государственной службе в соответ-ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Ш обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково-дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст-ва Российской Федерации;

Ш профессионализм и компетентность госслужащих;

Ш гласность в осуществлении государственной службы;

Ш ответственность служащих за принимаемые решения, неис-полне-ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно-стей;

Ш внепартийность государственной службы; отделение рели-гиозных объединений от государства;

Ш и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета-ние коллеги-альности и единоначалия, экономичность государст-венной службы. Выполне-ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель-ности государ-ственного механизма как системы государствен-ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей-ствии, придают механизму государства необходи-мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це-лостность.

3. Орган государства: понятие, признаки и

классификация

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес-кими признаками.

Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридиче-ски закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юри-дически значимые решения и обеспечи-вать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

Ш порядок формирования и деятельности органа, его струк-тура и компе-тенция (права и обязанности) закрепляются норма-ми права;

Ш орган государства наделен правом издания юриди-ческих актов, со-держащих обязательные общие и индивидуаль-ные правовые пред-писания;

Ш установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре-менно с тем охраняемы-ми от нарушений возможностью примене-ния принудительной силы государства;

Ш государственный орган опирается на мате-риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож-ности распоряжаться опреде-ленной частью средств из государст-венного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, ме-ханизма государства в целом и отдельного государственного ор-гана.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан-ных элементов, образующих понятие государствен-но-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями - важнейший признак государственного органа.

Государственный орган обладает определенной экономи-ческой и органи-зационной обособленностью и самостоятель-ностью.

Каждый государственный орган сообразно своей компетен-ции, выпол-няет свойственные ему функции. Механизм государ-ства действует через от-дельные государственные органы: функ-ции государства в целом осуществля-ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст-венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для осуществления функций государственные органы рас-полагают необ-ходимыми материальными средствами, говоря словами Ф.Энгельса, «вещест-венными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочис-ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол-няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

Представление о государственном органе было бы непол-ным без указа-ния на то, что его физическим воплощением явля-ются люди, из которых со-стоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова-ние государственной влас-ти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра-жение, простое название» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287..

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга-низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи-зическом воплощении органа государст-ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об основах государствен-ной службы Российской Федерации»Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990., государственным служа-щим является гражданин Рос-сийской Федерации, исполняю-щий в порядке, установленном Федеральным за-коном, обязан-ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе-дерального бюд-жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти-туцией Россий-ской Федерации, признаются настоящим Феде-ральным законом государствен-ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органичес-кой взаимо-связи раскрывают понятие органа государства, позво-ляют сформулировать его определение. Орган государства - это юридически оформленная, организаци-онно и хозяйственно обособ-ленная часть государственного механизма, состоя-щая из государ-ственных служащих, наделенная государственно-властными пол-номочиями и необходимыми материальными средствами для осу-ществле-ния в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Разделение труда между государственными органами происходит вслед-ствие многообразия решаемых социально-политических, экономических и про-чих задач происходит в рамках единой государственной власти и закрепляется организационно-технически в компетенции. Следовательно, одностороннее ос-лабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государ-ственных органов - это не разделение власти, а разделение труда. Власть оста-ется единой. Каждое звено государственного аппарата представлено многочис-ленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменениях Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997. С. 67..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.