Рефераты. Механизм административно-правового регулирования

Сложнее обнаружить метод административно-правового регулирования в нормах права, содержащих в диспозиции дозволение. В таких диспозициях обычно заключены такие методы, как «автономность» состояния воли субъектов, «соподчиненность», «равенство» и т. д. Причем качества указан-ных. методов проявляются в самом характере диспози-ции. Например, в абсолютно - определенной диспозиции, когда точно указаны права и обязанности, несом-ненно, заключен метод «императивности». Он выражает-ся в таком состоянии воли субъектов, когда оно точно очерчено и не допускается никаких отклонений. В отно-сительно - определенных, диспозициях указание на права и обязанности обычно сопровождается возможностью для сторон самим уточнить права и обязанности в каж-дом конкретном случае. Это свидетельствует о наличии в данной норме метода «автономности», т. е. относитель-но свободного состояния воли субъектов в определении характера взаимоотношений между ними и выбора пу-тей достижения желаемого результата.

Намного выпуклее обнаруживаются методы административно-правового регулирования в санкциях норм права, содержащих указания на угрозу наступления невыгодных (неблаго-приятных) последствий в случае нарушения предписа-ния, сформулированного в диспозиции. Это объясняется тем, что методы, содержащиеся в санкциях, имеют глав-ным образом принудительный характер и представляют собой установленное состояние воли, значительно ущем-ляющее свободу субъектов, причиняющее им определенные лишения благ, либо уже находящихся в распоряже-нии данных субъектов, либо ожидаемых ими. К таким методам, например, относятся различные меры уголовно-го наказания, возмещение материального ущерба, меры административного и дисциплинарного взыскания, приз-нание недействительными тех актов субъектов, которые были направлены на достижение определенных юриди-ческих результатов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что в каждой норме права можно выявить не один, а несколько мето-дов и, прежде всего, в таких ее частях, как диспозиция и санкция. Однако по своему характеру методы регулиро-вания, заключенные в диспозиции и санкции, отличают-ся друг от друга своим непосредственным назначением. Поскольку включение определенных методов регулиро-вания в диспозицию нормы права преследует цель до-биться положительного результата, постольку и сами методы носят непосредственно - позитивный характер и приводятся, в действие всегда в нормальных условиях жизни. Масштаб их использования практически не огра-ничен в пределах сферы административно-правового регулирования, они выступают в качестве привычного явления и не вызы-вают ощутимой реакции со стороны людей, т. е. в определенной, степени остаются незамеченными. Наобо-рот, методы регулирования, включенные в санкции норм права, рассчитаны на использование только в исключительных случаях, т. е. когда налицо возможность нару-шения или реальный факт нарушения установленного порядка. Поэтому указанные методы преследуют в пер-вую очередь цель вытеснить из общего обихода такие поступки, которые несовместимы с интересами общества. В этом смысле они имеют негативный и эвентуальный характер, а масштаб их использования ограничен сфе-рой возникающих в обществе юридических эксцессов, что делает эти методы весьма ощутимыми.

Приведенные соображения о том, что методы административно-правового регулирования главным образом заключены в нор-мах права, подтверждают лишний раз ту мысль, что они являются достоянием самого права, а не регулируемых правом общественных отношений. Следовательно, не-посредственным объектом при исследовании различных методов административно-правового регулирования служат нормы права. Итак, методы административно-правового регулирования весьма разнообразны. Однако они находятся в определенной системе и поэтому поддаются классифика-ции в зависимости от избранного классификационного основания. Как и многие другие явления, классификацию методов можно проводить с точки зрения наиболее об-щих, частных и конкретных оснований.

Для анализа специального правового аспекта науч-ного управления обществом методы административно-правового регулирования следует классифицировать прежде всего с позиций общего основания, которое подчеркивало бы раз-личное место, методов в механизме административно-правового регулирования. Совокупность методов административно-правового регулирования, используемых для упорядочения «организуемых» общест-венных отношений, складывающихся в самых различных областях жизни, можно условно назвать методами материально - правового характера. В группу методов административно-правового регулирования, используемых в сфере управления для упорядочения своеобразных организационных отно-шений, назовем методами процессуально - правового ха-рактера. Эти группы методов можно обнаружить в нор-мах материального и процессуального права.

Наиболее важными с точки зрения воздействия на пове-дение участников отношений и преследуемого результа-та являются методы материально - правового характера. Они охватывают самую обширную область отношений, направлены на достижение результатов развития всего общества в целом и потому имеют, определяющее значение по отношению к методам процессуального характера.

Частная классификация методов материального ха-рактера возможна, например, в зависимости от такого основания, как функции административно-правового регулирования (ина-че - социальное назначение), т. е. от таких обстоятельств, которые непосредственно определяют содержание конк-ретных групп методов административно-правового регулирования.

Для административно-правового регулирования в обществе характерны три основные функции: две позитивного порядка - статическая и ди-намическая, и одна негативная. Каждая из них может быть избрана основанием для объединения методов материально - правового характера в соответствующие груп-пы:

а) методы, гарантирующие устойчивость общественных отношений;

б) методы стимулирующего назначения;

в) методы принудительного воздействия.

Государство с помощью права ставит цель упорядочить часто повторяющиеся варианты поведения людей в различных сферах жизни и соответ-ствующие интересам поступательного развития общест-ва. Такая направленность административно-правового регулирования призвана создать устойчивость и известную определен-ность в общественных отношениях. Поэтому нормы права, предназначенные осуществлять данное направление, объединяют в себе главным обра-зом методы, гарантирующие устойчивость воли субъек-тов в реализации установленных нормативных предпи-саний и в достижении так называемого юридического результата (эффекта). Такого рода методы присущи, в частности, нормам административного, финансового, гражданского и ряда других отраслей права, где в качестве субъектов выступают как от-дельные граждане, так и государственные органы и об-щественные организации. К данной категории методов относятся, например, «автономность», «соподчиненность», «плановость» и т. д.

Посредством административно-правового регулирования не только закрепляются часто повторяющиеся общественные отно-шения. Для права характерна и та-кая функция регулирования, как способствование изме-нению, и совершенствованию существующих отношений, а также возникновению новых общественных отношений, для которых созрели объективные предпосылки.

Названная функция административно-правового регулирования вызы-вает к жизни и специальные методы регулирования сти-мулирующего свойства, непосредственное назначение которых сводится к тому, чтобы побуждать волевые поступки отдельных членов или коллективов общества, отвечающие новым общественным отношениям. Частны-ми разновидностями методов стимулирующего свойства служат, например, рекомендательный и поощрительный методы.

Сущность рекомендательного метода состоит в том, что в нормативных предписаниях содержится, совет без прямой обязывающей регламентации относительно же-лаемого поведения, следование которому позволит наи-более эффективно достигнуть результата, выгодного конкретному коллективу или всему обществу. Кроме то-го, рекомендательный метод, как правило, предполагает установление определенных условии поддержки, обеспе-чивающих реализацию избранного поведения.

Особенность рекомендательного метода состоит в том, что, предписывая субъектам определенное поведение, он одновременно предоставляет им право самостоятельно решать вопрос об объеме, форме и путях реализации этого поведения. В связи с этим П. Е. Недбайло отмечает, что в одних случаях рекомендация пре-доставляет право субъектам выбирать то или иное ре-шение, в других - обязывает принять определенное ре-шение, но позволяет конкретизировать положение нормы исходя из реальных возможностей данного субъекта. П.Е. Недбайло. Применение советских правовых норм, стр. 81-85.

Несомненно, стимулирующим свойством обладает и поощрительный метод, устанавливающий такое состоя-ние воли субъекта, при котором последний свободен вы-бирать предписываемое улучшенное поведение с расче-том получить определенные льготы, - блага в случае дос-тижения предполагаемого результата. Особенность по-ощрительного метода заключается в том, что в нормах права содержатся указания на определенный вариант поведения, следование которому желательно для всего общества, но не обязательно для каждого отдельного субъекта. Однако выбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта благами сверх общепринятых норм.

Поощрительный метод выражается в разнообразных поощрительных нормах и особенно широко применяется при регулировании трудовых отношений. Конкретное воплощение поощрительный метод находит в установле-нии разнообразных поощрительных мер материального и морального характера.

Рекомендательный и поощрительный методы, имея об-щее назначение стимулировать совершенствование, улучшение общественных отношений, отличаются не-посредственным характером определения состояния во-ли субъектов. Если рекомендация, формулируя совет от-носительно желаемого правила, указывает лишь на то, что избранный вариант поведения сам по себе сулит оп-ределенные преимущества по сравнению с обыденным, то поощрение наряду с указанием желаемого поведения устанавливает определенные блага в качестве вознаграждения за выбранное улучшенное поведение и достиг-нутый результат. Поэтому поощрительный метод характеризуется большей определенностью состояния воли субъектов, чем это имеет место в рекомендациях.

Важной функцией административно-правового регулирования является вытеснение определенных общественных отношений. Указанная функция выражается главным образом в том, что в нормах права устанавливаются запреты отдельных поступков, с указа-нием невыгодных последствий, которые могут наступить в случае нарушения запрета. Осуществлению данной функции способствуют особые методы регулирования - способы принудительного воздействия. Их сущность состоит в том, что они содержат угрозу наступления не-выгодных последствий в результате неправомерного поведения. Тем самым вызывается такое состояние воли субъектов, при котором последние осознают необходи-мость соблюдения установленного порядка и воздержи-ваются от его нарушения, чтобы не вызвать осуждения общества, коллектива. В таком случае способы принуди-тельного воздействия выступают в качестве превентив-ного средства воздействия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.