38
Механизм административно-правового регулирования
/курсовая работа/СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие и структура предмета административно-
правового регулирования ………………………………………….5
2. Понятие и виды методов административно-правового
регулирования …………………………………………………….15
3. Предмет и метод правового регулирования как
основания деления права на отрасли и институты ……………. 31
Из поведения людей, их различных и многочисленных поступков складываются индивидуальные или, как при-нято говорить, конкретные общественные отношения, ко-торые в свою очередь образуют в качестве «равнодействующей» систему общественных отношений. В ней совокупность производственных . отношений составляет основу любой социальной формации. Важно выяснить, что же подвергается непосредст-венному правовому регулированию: отдельные конкрет-ные отношения, виды конкретных отношений или вся совокупность общественных отношений в целом.
Правовые нормы прямо предусматривают сравни-тельно непосредственные результаты человеческой дея-тельности, а не ее конечный объективно складывающий-ся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах. Поэтому, непосредственным предметом нормативно - административно-правового регулирования являются конкрет-ные общественные отношения, а не вся их совокупность.
Так, конституционное право непосредственно регули-рует конкретные отношения, складывающиеся в области организации и деятельности органов государственной власти. Одновременно оно устанавливает ряд принципи-альных положений, которые служат юридической базой всего российского законодательства. В частности, Кон-ституция РФ закрепляет факт защиты в на-шей стране всех форм собственности. Исчерпывается ли этим правовое опосредствование отношений собственности? Разумеет-ся, нет. Указанное положение Конституции РФ носи-ло бы декларативный характер, если бы не было его де-тализации в текущем законодательстве, непосредственно регулирующем отно-шения собственности.
Вместе с тем, юридические нормы представляют со-бой правила общего характера, имеют в виду не единич-ное, поведение людей во всем его своеобразии и неповто-римости, а лишь типичные варианты поведения; регулирующее воздействие оказывает в конце концов не еди-ничная норма, а группы норм (институты, отрасли права).
Регулируя отношения купли - продажи между отдельными гражданами, нормы гражданского кодекса опреде-ляют наиболее типичные особенности этих отношений в обществе, отнюдь не имея в виду во всех случаях казуистически устанавливать содержание договоров, время и форму их заключения, срок исполне-ния обязательств и другие моменты, отличающие любой данный акт купли - продажи от другого. Из этого следует, что предметом нормативно - административно-правового регулирования являются определенные виды конкретных общественных отношений. В самом деле, предметом регулирования норм административного права является вид конкретных общественных отношений, образующих-ся в сфере исполнительно - распорядительной деятельно-сти государственных органов, - управленческие отношения, предметом регулирования гражданского права - конкретные имущественные отношения, обра-зующиеся в сфере действия закона стоимости, и т. п. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. М.: Госюриздат, 1961 С. 76.
Регулируя те или иные виды конкретных обществен-ных отношений, законы и другие нормативные акты отражают в конечном счете потребности всей су-ществующей системы производствен-ных отношений и оказывают на всю совокупность этих отношений обратное воздействие, охраняя экономиче-ский базис, создавая условия для его укрепления, спо-собствуя развитию о народ-ного хозяйства.
Обратное воздействие права на способ производства опосредствуется в регу-лировании отдельных видов конкретных общественных отношений, которые законодатель способен активно упорядочивать и вводить в определенные рамки.
В реальной жизни конкретные отношения находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости, органиче-ски между собой переплетены. Нужна была огромная сила научной абстракции, чтобы суметь выделить из этой массы отношений те, которые являются определяющими. Только объяснение всего многообразия общественных отношений характером производственных отношений, а этих последних - уровнем развития производительных сил позволило определить развитие общественных фор-маций как естественно - исторический процесс, не завися-щий от того, сознают его люди или нет, желают они это-го развития или предпочитают сохранение старого, по-рядка отношений. Определенные виды конкретных об-щественных отношений в своей совокупности образуют экономический базис общества, другие - его над-стройку.
Механизм административно-правового регулирования идеологических отношений достаточно ясен, коль скоро эти отношения зависят от волевого поведения людей. Воздействуя на сознание и волю их участников, право организует раз-витие идеологических отношений в направлении, угодном народу и государству.
Есть общественные идеологические отношения, кото-рые возникают непосредственно в связи с правовым ре-гулированием и исчезают при прекращении действия той или иной правовой нормы. В существовании таких отношений непосредственно определяющую роль играет государственно-правовое регулирование, хотя и эти отноше-ния в конечном счете должны отражать существующие экономические отношения, должны быть так. или иначе связаны с фактическими отношениями, органически присущими данному способу производства, иначе они теряют свой смысл и свое значение.
Надстроечные отношения зависят от базиса, но все же обладают известной самостоятельностью. Это дает сравнительно широкие возможности для правового воз-действия, ибо здесь объективно возможны весьма разнообразные варианты волевых действий и поступков людей.
Очевидно, что в государственно организованном об-ществе имеется большое число надстроечных отношений, которые иначе как в правовой форме существовать не могут (например, определенная часть административно - правовых отношений и процессуальные отношения) и, следовательно, в значительной мере непосредственно зависят от характера административно-правового регулирования, хотя они и не могут быть оторваны от своей материальной основы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8