Рефераты. Механизм административно-правового регулирования

а) порядок установления прав и обязанностей;

б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий их субъектов;

в) взаимоположение субъектов правоотношения;

г) наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей ;

д) пути и средства обеспечения установленных, субъективных прав.

В каждой отрасли права это сочетание юридических средств более или менее прочно и устойчиво сцементировано единым предметом и единой общей целью административно-правового регулирования общественных отношений. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. М.: Госюриздат, 1961 С. 89.

Метод регулирования включает как наиболее харак-терные для данной отрасли права юридические средства воздействия на поведение людей и деятельность орга-низаций, так и менее характерные.. Например, штраф является типичной административно - правовой санкцией, но он .применяется иногда и в других отраслях права. Более того, близкие друг другу отрасли права могут иметь ряд идентичных средств юридического воздействия, в одинаковой степени свойственных их методам, в остальном весьма различных. Так, подвластное положе-ние одной из сторон характерно не только для административно - правовых, но и для уголовно - правовых отношений.

Сложный состав юридических средств, образующих метод регулирования, объясняется сложностью и много-образием общественных отношений, их тесным перепле-тением и подвижностью существующих между ними граней.

Метод административно-правового регулирования определяется пред-метом, т. е. характером общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию.

Так, имущественные отношения, подпадающие под , воздействие закона стоимости, могут быть урегулированы только при помощи специфичных гражданско-правовых средств воздействия, а управленческие отношения - административно - правовыми средствами. Семейные отно-шения невозможно регулировать при помощи методов правового воздействия на процессуальные отноше-ния и т. п.

Однако предмет регулирования механически не детер-минирует метода; не обусловливает при всех обстоятельствах одно единственно возможное и неизменное юриди-ческое средство правового воздействия на общественные отношения. Выбор тех или иных средств воздействия осу-ществляет государство в соответствии со стоящими перед ним задачами и объективными возможностями их решения тем или иным путем.

Метод административно-правового регулирования общественных отно-шений обладает известной долей самостоятельности по отношению к предмету юридического воздействия в силу следующих причин:

1. Данное общественное отношение в рамках суще-ствующих возможностей может быть урегулировано по-разному. Об этом свидетельствуют, в частности, измене-ния в правовом режиме оборотных средств госпредприя-тий, в области метода заготовки сельскохозяйственной продукции и порядка планирования сельскохозяйствен-ного производства.

2. В зависимости от своих целей государство осуще-ствляет правовое регулирование разных сторон одного и того же вида общественных отношений отличными друг от друга методами. Известно, например, что различные стороны имущественных отношений могут подвергаться различным методам административно-правового регулирования. Достаточ-но вспомнить, что охрана собственно-сти осуществляется мерами административно - правового, гражданско-правового и уголовно - правового характера. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. М.: Госюриздат, 1961 С. 91.

Определяя цель и методы административно-правового регулирования. законодатель руководствуется и исходит не только из данного отношения, но и учитывает всю совокупность существующих общественных отношений и происходя-щие в них изменения.

Так, характер трудовых отношений, с которыми свя-зано предоставление жилого помещения в ведомственном доме на период трудовой связи члена семьи с данным ведомством, сам по себе не изменился. Однако изменение других отношений привело к ограничению администра-тивного порядка выселения, т. е. к частичному изменению правовых методов, обеспечивающих ныне использо-вание ведомственной жилплощади бывшими работника-ми данного учреждения пли предприятия. Метод административно-правового регулирования всегда зависит в конечном счете от предмета, изменение метода всегда обусловлено сдвигами в общественных отношениях, хотя и вовсе не обязательно, чтобы эти сдвиги непосредственно затронули то отношение, которое стало регулироваться иным методом.

При изучении и разработке методов правовой регла-ментации общественных отношений имеют всегда в виду зависимость метода от предмета воздействия, поскольку данный вид общественных отношений допускает лишь определенные возможности для варьирования методов его регулировки. Но это бесспорное и вполне доказанное юристами положение необходимо уточнить в том смысле, что предмет не в такой степени определяет метод, чтобы законодатель не имел возможности выбора юридических средств административно-правового регулирования, он выбирает в зависимости от поставленной им в данных конкретных условиях цели.

Такой подход к вопросу вытекает из положения об активном, классово целенаправленном характере права. Классовая направленность права про-является, в частности, в выборе различных средств юри-дического воздействия на общественные отношения, хотя сами возможности этого выбора в конечном счете мате-риально обусловлены существующими экономическими отношениями и основанной на них классовой структурой общества.

Рассмотрим виды методов административно-правового регулирования.

Общество объективно вызывает потребность в разумном сочетании убеждения и принуж-дения, а не взаимоисключение одного из них.

Определенное место в системе способов воздействия на поведение людей, используемых управлением, зани-мает метод поощрения, представляющий собой публич-ное признание заслуг, награждение, оказание обществен-ного почета членам общества, проявившим примерное поведение при выполнении своего - общественного долга. Назначение метода поощрения состоит в том, чтобы вызвать определенные стимулы к такому поведению, ко-торое способствовало бы достижению результатов, вы-ходящих за рамки ординарных представлений о возмож-ностях человека.

Этим свойством служебная роль поощрения сущест-венно отличается от служебной роли принуждения. Пос-леднее, выражая собой порицание от имени общества и устанавливая определенные лишения для человека, от-ступившего от установленного правила, ставит прежде всего задачу поднять его до уровня подавляющего боль-шинства добросовестных членов общества, аккурат-но выполняющих свой общественный долг, и одновре-менно угрозой наступления неблагоприятных последст-вий предотвратить неправомерное поведение отдельных неустойчивых граждан. В этом проявляется своего рода «очистительное» качество принуждения, позволяющее вытеснить из общества все вредное и чуждое ему. Поощрение же, будучи высокой оценкой особых достижений, превосходящих обычные, и оказывая общественный по-чет человеку, достигшему высоких показателей своего поведения, ставит задачу побудить других членов обще-ства последовать примеру поощряемого и, следователь-но, способствует возникновению новых, более высоких по своему характеру общественных отношений.

Используемые в сфере управления обществом методы убеждения, поощрения и принуждения являются наибо-лее общими и распространенными активными способами воздействия на граждан общества. Они применяются в деятельности всех организаций и коллективов, приобретая самые различные организационные формы. Научные категории методов убеждения, принуждения и поощрения отражают только общие возможности взаимоотношений по вертикали меж-ду теми, кто управляет, и теми, кто выступает в роли управляемых, т. е. они лишены конкретности в установ-лении поведения управляемых в определенных жизнен-ных условиях, не детализируют взаимоотношений между управляемыми, не определяют характера и содержания, а также результата складывающихся между ними отно-шений. В этом смысле рассуждения о методах убежде-ния, поощрения и принуждения представляют собой лишь общий, исходный материал для исследования орга-низационных способов воздействия на людей в сфере административно-правового регулирования. Указанные организационные способы характеризуются прежде всего тем, что они предусматривают определенных адресатов воздействия, типичные связи между ними и должные результаты их взаимоотношений.

Одной из наиболее действенных организационных форм использования общих способов воздействия на по-ведение людей является правовое регулирование, пред-ставляющее собой нормативное закрепление (регламен-тацию) государством общих, фактиче-ских способов организации членов общества. Приблизи-тельно так же понимает связь общих методов управле-ния с их правовым опосредованием Ю. М. Козлов. Он по-лагает, что методы управления, как правило, облекаются в правовую форму и суть «соотношения методов управ-ления и соответствующих форм состоит в том, что если метод отражает содержание управленческой деятельности, то форма есть способ выражения этого содержа-ния».

Применительно к правовому регулированию общие способы воздействия на поведение конкретизируются в такой научной категории, как способы (методы) административно-правового регулирования.

Исследования способов административно-правового регулирования в юридической литературе обычно связываются с поис-ками классификационного основания, критерия научного построения системы права, когда наряду с предметом предлагается также учитывать значе-ние и так называемого метода административно-правового регулирования. Несмотря на то, что по данному вопросу отдельны-ми авторами высказаны интересные соображения, все же плодотворных результатов научного обосно-вания собственно метода или способа административно-правового регулирования в плане его самостоятельного значения и места в механизме воздействия права на общественные отно-шения пока еще не достигнуто. Это, прежде всего обна-ружилось в ходе дискуссии о системе права. В ходе дискуссии выявились существенные расхожде-ния в понимании самого метода административно-правового регулирования. С. И. Вильнянский по этому поводу справедливо отметил, что в само понятие «метод регулирования» вкладывается различный смысл и сторонники данного критерия не только по - разному понимают «метод регу-лирования», но и неясно представляют себе, что относит-ся к методу, а что - к предмету. Так, многие цивилисты одно и то же состояние относят либо к методу, либо к предмету регулирования. Например, такое качество гражданского права, как «равенство сторон», отдельные авторы относят к методу административно-правового регулирования, а другие - к предмету.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.