Рефераты. Конституция России 1918 г.

Однако столь широкий размах местного правотвор-чества имел и другую сторону. Многие местные органы Советской власти не всегда правильно понимая лозунг полновластия Советов, проявляли элементы местничества и сепаратизма и издавали акты, которые подчас не только далеко выходили за рамки их компе-тенции, установленной Конституцией РСФСР 1918 г., но и противоречили актам центральной власти. Это объяснялось как отсутствием опыта функционирования Советского государственного аппарата, который созда-вался впервые в мире, так и сепаратистскими настро-ениями многих работников на местах.

Правящей партии большевиков и органам цент-ральной Советской власти приходилось вести упорную борьбу против сепаратизма, за внедрение в работу местных органов Советской власти, и соответственно, в процесс законотворчества принципа демократичес-кого централизма. Существенную роль в этом сыграло Постановление Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов «О точном соблюдении Законов», в котором предписывалось всем органам и должностным лицам, а также и гражданам точно и неуклонно соблю-дать постановления, положения и распоряжения, из-даваемые центральной советской властью. Меры, от-ступающие от законов центральных органов РСФСР или выходящие за их пределы, допускались лишь в том случае, если они были вызваны экстренными услови-ями гражданской войны с контрреволюцией. Но в этих случаях требовалось немедленное сообщение о подоб-ных мерах в Совет Народных Комиссаров, с копией для заинтересованных центральных ведомств, с объяс-нением причин таких действий и лиц, ответственных за принятие подобных мер.

В дальнейшем был упорядочен и процесс нор-мотворчества в Центральных органах советской вла-сти. Постановлением «О советском строительстве» VIII Всероссийского съезда Советов от 29 декабря 1920 г. устанавливалось, что законодательные акты, имеющие общегосударственное значение, имеют право издавать лишь Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, его Пре-зидиум и СНК.

Более точно была разграничена законодательная компетенция ВЦИК и СНК. Декреты, касающиеся ус-тановления общих норм политической и экономической жизни, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов, обязательно рассматриваются и утверждаются ВЦИК, причем законопроекты такого рода публикуются и рассылаются местным органам Советской власти для предварительного обсуждения и выявления их мнения не позднее, чем за две недели до обсуждения соответ-ствующего законопроекта и его утверждения ВЦИК. Такой порядок позволял законодателю учитывать мне-ния и интересы местных органов власти и населения. Совет Народных Комиссаров издавал декреты обще-государственного характера по вопросам не терпящим отлагательства, а также по военным и иностранным делам и делам, влекущим обязательства для РСФСР. Причем Президиуму ВЦИК представлялось право от-менять постановления СНК с представлением соответ-ствующего доклада на ближайшей сессии ВЦИК.

Устанавливался более эффективный порядок кон-троля за законотворческой деятельностью местных органов советской власти. Так, акты местных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления местных исполкомов, также и СНК.

Таким образом, уточнялось понятие декрета как источника права, а также разграничивались законода-тельные акты как источники права общегосударствен-ного и местного уровня. Вместе с тем в связи с фраг-ментарностью советского законодательства и наличи-ем существенных пробелов в праве роль источника права играло революционное правосознание.

§ 2. Проблема равноправия граждан

Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные и религиоз-ные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправие женщин.

В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. все подданные империи делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, городское сословие (мещане) и крестьянство. Дворянство, духовенство и верхний слой городского населения (купечество и так называ-емые «почетный граждане» -- буржуазия и буржуаз-ная интеллигенция) имели ряд сословных привилегий, в частности право свободного передвижения по стра-не и выбора места жительства, свободного выезда за границу и возвращения обратно, а дворянство -- так-же получения высших орденов империи. Они имели также свои сословные учреждения -- дворянские со-брания, игравшие существенную роль в местном уп-равлении, дворянские и купеческие клубы, банки, уч-реждения опеки и т. д. Крестьянство и низшие слои мещанства были ограничены в ряде своих прав (права передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и т. д.). Для царской бюрократии были введе-ны военные и гражданские чины, разделенные на 14 классов, дававшие их обладателям немалые привиле-гии. Верхушка бюрократии, армейский генералитет сплошь состояли из дворянства. Тем более, что получе-ние чина полковника в армии, капитана 1-го ранга на флоте и действительного статского советника в граж-данской службе давало право для недворян на вступ-ление в дворянское сословие. Сословный характер государственного аппарата и офицерского корпуса подчеркивался и сугубо сословной наградной системой и обращением солдат к офицерам и людей из низших сословий к чиновникам: «ваше благородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «ваше высоко-благородие» к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «ваше превосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.

К привилегиям и ограничениям прав по сословно-му признаку добавлялись привилегии по националь-ному и религиозному признакам. Россия -- государство многонациональное. В нем проживало более ста наций, народностей и этнических групп. Причем русские составляли лишь 43,3 % всего населения. Большинство народов, входивших в Российскую Империю, были в той или иной мере ограничены в политических и граж-данских правах. Государственным языком признавал-ся только русский язык. Родными языками было зап-рещено пользоваться в государственных учреждениях, суде, учебных заведениях. Привилегии и ограниче-ния прав по национальному признаку тесно перепле-тались с ограничениями прав по религиозному при-знаку.

Православная религия являлась государственной. Официальным главой православной церкви, согласно Основным законам Российской империи 1906 г., был царь. Именно он своими указами утверждал в должно-сти членов высшего органа церковного управления -- Святейшего правительствующего синода. И от его имени работу Синода контролировал назначенный императором обер-прокурор. Для других христианских религий (католической, протестантской и т. д.), а также иных религий (иудейской, мусульманской, буддийской и т. д.) существовали различные (причем для каждой свои) ограничения прав. Для иудейской, к примеру, «черта оседлости» (по реке Днепр, к востоку от кото-рой запрещалось селиться за исключением лиц неко-торых профессий), запрет на приобретение земли в соб-ственность, квоты для поступления в высшие учебные заведения, на государственную службу и т. д. Причем ограничениям прав по религиозному признаку прида-валось такое значение, что в паспортах и иных личных документах фиксировалась не национальная (этничес-кая) принадлежность подданных, а их вероисповеда-ние. При переходе иноверца в православие все пере-численные выше ограничения прав отпадали. Исклю-чением были «бродячие инородцы» (кочевники), где критерием для ограничения прав была не религиоз-ная или этническая принадлежность, а «бродячий» (кочевой) образ жизни. Фиксировалась в паспортах также сословная принадлежность (точнее сами пас-порта для лиц привилегированных сословий были иными).

Церковь осуществляла также ряд государственных функций, имевших непосредственное отношение к правам и обязанностям российских подданных. Так, приходские священники вели книги актов гражданс-кого состояния, то есть не только проводили религиоз-ные церемонии, но и регистрировали рождения, бра-ки, смерти. Именно в архивах приходских церквей хранились документы, имевшие важнейшее значение для гражданского, наследственного права. Брачно-семейные споры, в том числе разводы регламентирова-лись церковными правилами и рассматривались не государственными, а церковными судами (епархиаль-ными консисториями). Вся сфера просвещения конт-ролировалась церковью. Это означало, что во всех учебных заведениях, в том числе средних и высших, обязательно изучался «закон божий». А «законоучите-ли» -- священники входили в состав ученых советов. Церковь контролировала содержание учебных про-грамм и учебников. Для чиновников и военнослужащих обязательна была религиозная присяга. При поступ-лении на учебу, на государственную службу, бракосо-четании, получении паспорта, следующего чина, орде-на обязательным было предоставление справки об ис-поведи от приходского священника. В случае, если на исповеди священник узнает о совершенном или гото-вящемся государственном преступлении, он обязан был в нарушение тайны исповеди сообщить об этом в жан-дармское управление. Таким образом, справка об ис-поведи являлась своеобразным свидетельством о по-литической благонадежности.

Осуществление церковью указанных выше госу-дарственных функций ставило в зависимость от нее всех подданных империи, формально причисленных к православию независимо от степени их религиознос-ти (понятия «атеист» в законе не предусматривалось) и, в том числе, использование ими своих политических и гражданских прав.

Требовала решения и проблема бесправия жен-щин. По дореволюционному Российскому праву жен-щина вообще не рассматривалась как самостоятельная личность. Ее социальный статус определялся по отцу или мужу (дочь чиновника такого-то, или жена купца такого-то). Поэтому замужняя женщина вписывалась в паспорт мужа и должна была за ним следовать. Он определял место жительства семьи, распоряжался семейным имуществом, даже в случае раздельного имущественного режима в браке, жена без согласия мужа не могла отчуждать лично ей принадлежащего имущества или принять от кого-либо наследство. Муж определял судьбу детей и при разводе по закону они оставались с отцом. В случае раздельного проживания супругов (даже кратковременного) для жены требовал-ся от полиции отдельный вид на жительство, выдавав-шийся с письменного согласия мужа, которое могло быть им в любой момент аннулировано. В этом случае жена обязана была немедленно вернуться в дом мужа. А при отказе сделать это добровольно, могла быть пре-провождена в дом мужа полицией принудительно.

В сельской общине земельный пай полагался лишь на мужчин, а женщинам был не положен. Поступить на работу женщина могла лишь с согласия мужа, а ее зарплата была значительно ниже зарплаты мужчин на такой же труд.

Характерно, что в годы I мировой войны разреше-но было принимать женщин на работу в госаппарат, но только на канцелярскую работу и на должности не выше восьмого класса, но без права присвоения класс-ных чинов и награждения орденами и медалями за выслугу лет, положенных чиновникам -- мужчинам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.