Рефераты. Конституция России 1918 г.

Таким образом, исторический опыт подтверждает, что каждый новый класс, приходящий к власти, не может себя связывать законами свергнутых классов, и слова лидера большевиков В. Ленина о том, что «дик-татура есть власть, опирающаяся на насилие, не свя-занное никакими законами»225 вовсе не означает, что в условиях пролетарской диктатуры не должно быть законов и законности, а лишь произвол и анархия. Это значит, что власть не связана какими-либо законами, исходящими не от самого господствующего класса. Наоборот, именно господствующий класс диктует за-коны и, по мере формирования своего государствен-ного аппарата, судов, правоохранительных органов и установления контроля за территорией и населением страны, добивается их претворения в жизнь.

Советское право явилось мощным орудием рево-люционного преобразования общества, рычагом реа-лизации основной цели социалистической революции. Ее суть сводилась к тому, чтобы создать социальный строй, который бы обеспечивал всем членам общества возможность удовлетворять свои потребности, имею-щимися у общества материальными благами, благами культуры и цивилизации. А потому, в соответствии с социалистической концепцией прав и свобод именно социально-экономические права составляют реальный фундамент политических и личных прав. В самом деле, человеку надо, прежде всего, быть уверенным в том, что он не окажется без средств к существованию, бу-дет иметь работу с оплатой, обеспечивающей достой-ную жизнь, иметь крышу над головой, гарантирован-ную охрану здоровья, бесплатное образование и т. д. Для того чтобы иметь средства на решение указанных выше

224 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21, с. 515.

социальных проблем большевики считали необ-ходимым превратить основные средства производства в общенародное достояние, то есть национализировать землю и ее недра (добычу полезных ископаемых), бан-ки, крупную промышленность, внешнюю торговлю, железные дороги, торговый флот, средства связи и т. д. Национализация рассматривалась как средство для устранения чрезмерной поляризации общества -- кон-центрации невиданного богатства и роскоши в руках узкого слоя финансово-промышленной элиты и тесно связанной с ней высшей бюрократии и относительно-го обнищания широких масс трудящихся. Национали-зация основных средств производства и государствен-ное регулирование экономики призваны были по мыс-ли большевиков, перераспределить доходы от производства от частного паразитического потребле-ния социальных верхов на обеспечение социальных программ в интересах основной массы трудового на-селения страны.

Реализация столь грандиозной программы была рассчитана на долгосрочную перспективу. Ближайшей задачей являлось конституционно-правовое закрепле-ние становления советского государства.

В первых правовых актах Советской власти -- в обращении II Всероссийского съезда Советов «Рабо-чим, солдатам и крестьянам», «О полноте власти Сове-тов», в «Декларации прав трудящегося и эксплуатиру-емого народа» -- документе конституционного значе-ния, принятом III Всероссийским съездом Советов, законодательно провозглашалось принципиальное по-ложение, что вся государственная власть целиком и исключительно принадлежит трудящимся города и деревни в лице их полномочных органов -- Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Соот-ветственно за трудящимися закреплялось право изби-рать и быть избранными в Советы. Основные положе-ния первых декретов Советской власти затем были развиты и конкретизированы в первой Советской Кон-ституции -- Конституции РСФСР 1918 года, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

В Конституции была сформулирована основная за-дача Советского государства -- уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, подавление свергну-тых эксплуататоров и установление социалистической организации общества. В Конституции указывалось, что первыми шагами на пути реализации этой задачи явля-ются: национализация (социализация) земли и ее недр, лесов, банков, аннулирование кабальных иностранных займов, переход основных командных высот управле-ния народным хозяйством (в том числе заводов, фабрик и рудников общегосударственного значения, железных дорог, морского и речного транспорта и т. д.) в руки Советской власти. Создание основ социалистической экономики большевики рассматривали как решающий фактор, определявший сущность Советской Конститу-ции. Следовательно, возникавшее советское право, юридической базой которого являлась Конституция РСФСР 1918 г. закрепила смену господствующего клас-са, каковым теперь стал рабочий класс в союзе с тру-дящимся крестьянством, что и получило отражение и в системе органов власти, и в порядке их формирования (избирательной системе), и в правовом статусе граж-дан. Конституция закрепила также важнейший резуль-тат любой революции и социалистической в том чис-ле -- передел собственности и изменение ее форм, что нашло отражение во всей системе нового права. Все это означало принципиальный разрыв советского права со старым дореволюционным правом. Этот разрыв спра-ведливо подчеркивался во всей научной и учебной историко-правовой литературе. Однако, при всей револю-ционности нового права оно не могло возникнуть на абсолютно пустом месте, игнорируя многовековую ис-торию права, накопленный человеческой цивилизаци-ей уровень как общей, так и, особенно, правовой юри-дической культуры, юридической техники.

Таким образом, говоря о принципиальном разры-ве со старым правом, следует напомнить и о проблеме преемственности советского права с предшествующи-ми правовыми системами, использовании, накоплен-ного человечеством опыта и правовой культуры. Но этот вопрос целесообразнее рассмотреть в заключение, опираясь на уже изложенный фактический материал.

Основным источником возникавшего советского права являлись законодательные акты, именовавшие-ся тогда «декретами» (по аналогии с декретами рево-люционного конвента во времена Великой Французс-кой революции).

Это объяснялось, во-первых, тем, что только путем издания декретов и возможно было проведение в жизнь программы революционного преобразования общественных отношений и формирования основ прин-ципиально нового социалистического строя. Во-вторых, имела место и историческая преемственность. Ведь и дореволюционное российское право относилось к романо-германской («континентальной») правовой семье, где законодательный акт являлся основным источни-ком права.

Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституци-онное значение, такие как декреты «О мире» и «О зем-ле», «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемо-го народа», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Особенно велика была роль Конституции РСФСР 1918г., закрепившая конституционные принци-пы построения советского государства, структуру госу-дарственного аппарата и порядок его функционирова-ния, правовой статус советских граждан, их права и обязанности. Первая советская Конституция -- Консти-туция РСФСР 1918 г. явилась правовой базой всей формировавшейся системы советского права.

Первые годы после октября 1917 г. декреты, имев-шие общегосударственное значение, кроме Всероссийс-ких съездов Советов издавали также ВЦИК, Совнарком и даже народные комиссариаты. Так, к примеру, декрет «О рабочей милиции» от 27 октября (10 ноября) 1917 г. издал НКВД, а «Руководящие начала по уголовному пра-ву» от 12 декабря 1919 г. изданы наркоматом юстиции.

Всероссийское законодательство дополнялось за-конодательством местных советов. Советы всех уров-ней составляли единую пирамиду Советов и являлись полновластными органами пролетарской диктатуры на местах, соответственно и их акты имели силу законов на подведомственной территории. Поскольку Всерос-сийское законодательство не поспевало за ходом жиз-ни и носило фрагментарный характер, то местное за-конотворчество восполняло пробелы в праве и решало возникавшие на практике неурегулированные всерос-сийским законодательством вопросы.

Создавая новую советскую систему права, принци-пиально отличавшуюся от старого буржуазного права, советская власть не могла сохранить в целом всю сис-тему дореволюционного права. Отсюда и необходимость ее слома. Но это вовсе не означает, что отдельные нор-мы дореволюционного права, особенно те, которые от-ражали общесоциальные задачи, без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (не убий, не укради и т. д.), а также нормы технического характера не могут быть использованы и новой властью. Этим и объясняется, что в декрете «О суде» № 1 говори-лось о возможности для судов временно, впредь до из-дания соответствующих советских законов, руководство-ваться законами свергнутых правительств, но лишь постольку, поскольку они не противоречили декретам Советской власти, революционной совести и револю-ционному правосознанию, а также программам минимум партий большевиков и левых эсеров (поскольку на момент издания декрета «О суде» №1 советское прави-тельство было двухпартийным). К лету 1918 г. ссылка на законы «свергнутых правительств» были запрещены. Но «революционным правосознанием» как суды, так и орга-ны государственного аппарата руководствовались в слу-чае отсутствия соответствующих законодательных норм на всем протяжении гражданской войны, вплоть до коди-фикации советского права в первой половине 1920-х гг., когда в основном завершилось формирование системы советского законодательства. Основным ориентиром, определившим параметры революционного правосозна-ния, являлись Конституция РСФСР и декреты Советс-кой власти.

Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудя-щихся и их общественных организаций. Так в подго-товке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвова-ли профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу дек-ретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармей-ским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Дек-рет «О национализации торгового флота» согласовы-вался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

Аналогичная практика привлечения профсоюзов и иных общественных организаций трудящихся к подго-товке и обсуждению проектов нормативных актов по-лучила распространение и на уровне местных советов. Насколько велик был размах местного правотворчества свидетельствует тот факт, что даже на уровне отдель-ных сел и деревень на сельских сходах разрабатыва-лись различные местные законопроекты, а нередко они и рассматривались в качестве источников права на местном уровне. Об этом красноречиво говорят доку-менты, собранные в сборниках «Материалы НКЮ», публиковавшиеся в первые годы после революции. Вот примеры: в селе Чиняты Змеиногорского уезда граж-дане на сельском сходе разработали и утвердили Уло-жение о наказаниях за грабеж, кражи, порчу имуще-ства и даже за нарушение общественной тишины и спокойствия. В наказе граждан ряда сельских сходов Камышевскому народному суду говорилось о более чем 50 видах уголовных преступлений с мерами наказаний в виде денежных штрафов и лишения свободы. Эти факты показывают демократизм советского правотвор-ческого процесса, участие в нем самых широких масс народа, что способствовало тому, что в законодатель-стве советской власти получали свое отражение инте-ресы и нужды трудящихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.