Рефераты. Конституция России 1918 г.

Что касается социально-экономических прав, то в Конституции говорится лишь об обеспечении для тру-дящихся действительного доступа к знаниям, в связи с чем, как говорилось в Конституции, РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное обра-зование.

Еще на этапе подготовки проекта Конституции в нее предлагалось включить статью о праве трудящих-ся на достойную «зажиточную» жизнь, что предпола-гало установление государственного минимума зара-ботной платы, которая давала бы возможность достой-ного существования. Однако эта статья была исключена из проекта в связи с возражениями представителя народного комиссариата финансов, который доказал конституционной комиссии, что у молодого советского государства нет средств, чтобы гарантировать практи-ческую реализацию подобной статьи, а потому ее и не целесообразно включать в текст Конституции.

Из категории личных прав и свобод в Конститу-цию вошла лишь статья, закреплявшая свободу совес-ти, что гарантировалось отделением церкви от государ-ства, школы от церкви и предоставлением гражданам свободы как исповедовать любую религию, так и не исповедовать никакой религии, а также свободы рели-гиозной и антирелигиозной пропаганды.

Характерно, что Конституция не содержала тра-диционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. И это не случай-но. Исторический опыт всех революций свидетель-ствует, что свергнутые правящие классы добровольно власть не уступают и всеми средствами, в том числе и силой оружия, пытаются восстановить свое господство. В ходе начавшейся гражданской войны, когда часть граждан (классово-враждебные элементы) выступила с оружием в руках против советской власти, эта власть не могла гарантировать всем гражданам неприкосно-венности личности, жилища и тайны переписки.

Конституция закрепила и обязанности советских граждан и прежде всего всеобщую обязанность тру-диться. В Конституции говорилось, что РСФСР «при-знает труд обязанностью всех граждан трудиться и провозглашает лозунг: «Не трудящийся да не ест». Эта обязанность возлагалась на всех граждан в том числе и на нетрудовые элементы. При этом не дела-лось различия между видами труда. Важно было, что-бы он был общественно полезным. А критериями тру-доспособности являлись состояние здоровья и воз-раст.

Конституционной обязанностью всех граждан признавалась также обязанность защиты социалисти-ческого отечества, в связи с чем Конституция уста-навливала всеобщую воинскую обязанность. Но по-четное право защищать революцию с оружием в ру-ках предоставлялось лишь трудящимся. На нетрудовые элементы возлагалось исполнение иных обязанностей военной службы, не связанных с владением оружием.

В разделе «Конструкция Советской власти» зак-реплялась уже сложившаяся система органов советс-кого государственного аппарата. Пирамида Советов опиралась на сельские, поселковые и городские сове-ты, составлявшие ее основание. Именно в эти Советы низшего звена депутатов избирали непосредственно избиратели. Граждане обоего пола начиная с 18 лет, имевшие избирательное право (о критериях для обла-дания которым говорилось выше) собирались на изби-рательные собрания в городах по производственному принципу (на заводах, фабриках и учреждениях), а в сельской местности по территориальному принципу (на сельских и поселковых сходах) и избирали откры-тым голосованием депутатов местных Советов. При этом, Конституция предоставляла избирателям право отзыва своего депутата, если он (по их мнению) плохо исполнял свои депутатские обязанности. Право отзы-ва весьма существенно отличало Советскую Конститу-цию от всех предыдущих конституций буржуазных государств, по которым депутат независим от своих избирателей на весь срок своего избрания, что позво-ляет ему тотчас «забывать» о своих многочисленных популистских обещаниях, данных избирателям во вре-мя избирательной кампании. Депутаты сельских Сове-тов избирали из своей среды делегатов на волостные съезды Советов. Волостные съезды Советов избирали волостные исполнительные комитеты (исполкомы) в составе 3 -- 5 человек, являвшиеся полномочными орга-нами Советской власти в волости до следующего во-лостного съезда Советов и делегатов на уездные съез-ды Советов. Своих делегатов на уездные съезды Сове-тов избирали и городские Советы небольших городов. Уездные съезды Советов избирали уездные исполко-мы, а также делегатов на губернские съезды Советов. А те в свою очередь избирали губернские исполкомы, как органы власти в губернии и делегатов на Всерос-сийские съезды Советов. Таким образом, выборы были: во-первых, не всеобщие, поскольку нетрудовые элемен-ты от участия в них отстранялись. Во-вторых, не пря-мые, а многостепенные. В-третьих, не тайные, а откры-тые. И, наконец, в-четвертых, не равные, поскольку нормы представительства были различны для рабочих и крестьян. Так Всероссийский съезд Советов избирался из представителей городских Советов по расчету 1 депу-тат на 25 тыс. избирателей, а представителей губерн-ских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей. Так, записано в ст. 25 Конституции. Можно предположить, что применение разных и несравнимых категорий «избиратели» и «жители» -- результат спеш-ки и недосмотра составителей Конституции. По суще-ству, видимо, имелись в виду тоже избиратели.

Высшим органом государственной власти по Кон-ституции являлся Всероссийский съезд Советов, кото-рый должен был созываться не реже 2-х раз в год. В промежутках между съездами высшая власть при-надлежала ВЦИК -- обладавшему законодательными, распорядительными и контролирующими функциями. ВЦИК образует правительство -- Совет Народных Ко-миссаров (СНК) для общего управления делами страны и руководства отдельными отраслями государственной жизни. СНК подконтролен Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. СНК имеет право издавать самостоятель-но декреты, имеющие силу закона, а также распоряже-ния и инструкции, обязательные для исполнения на всей территории страны, отменить которые вправе только ВЦИК. Наиболее важные декреты, имеющие крупное общеполитическое значение СНК представлял на рас-смотрение и утверждение ВЦИК. Такие декреты публи-ковались от имени ВЦИК и СНК. Члены СНК -- народ-ные комиссары возглавляли народные комиссариаты -- центральные органы отраслевого управления.

Конституция четко определяла предметы ведения Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, а так-же структуру и предметы ведения местных органов Советской власти. При этом подчеркивалось, что обя-занностью местных органов является проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) зна-чение и объединение всей советской деятельности в пределах данной территории (ст. 61 Конституции). Такое распределение компетенций между централь-ной и местной властью было нацелено на утвержде-ние в государственном управлении принципа демок-ратического централизма и преодоление проявлений местничества и сепаратизма, утверждение «вертика-ли власти». Демократический централизм выражался и в двойном подчинении отделов отраслевого управ-ления местных исполкомов, которые по горизонтали подчинялись своим исполкомам, а по вертикали одно-именным отделам вышестоящих исполкомов, а в губер-нских исполкомах по вертикали соответствующим на-родным комиссариатам.

Эта линия была последовательно проведена и в главе о бюджетном праве, где говорилось, что все го-сударственные доходы и расходы РСФСР объединяют-ся в общегосударственном бюджете, который утверж-дается ВЦИК. Причем ВЦИК определяет также, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет, а какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливает пределы обложения. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосу-дарственное значение, средства должны предоставляться местным властям из государственного бюджета по сметам соответствующих наркоматов, но эти сред-ства расходуются местными властями только по пря-мому назначению и не могут быть истрачены на дру-гие нужды. Конституция предусматривала (ст. 86) даже утверждение ВЦИКом и СНК местных бюджетов гу-берний и областей. Последний шестой раздел Консти-туции был посвящен государственной символике; ут-верждал государственный герб и флаг РСФСР. Харак-терно, что в первоначальном рисунке герба РСФСР помимо скрещенных серпа и молота как символов мирного созидательного труда рабочих и крестьян был изображен меч. Когда этот рисунок был показан Лени-ну, он заявил: «...зачем же меч? -- Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чуж-да; мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война наша оборонительная, и меч -- не наша эмблема». Меч был исключен из рисунка го-сударственного герба.

Принятие Советской Конституции 1918 г. имело колоссальное значение -- это была первая в мире Конституция, закрепившая завоевания социалистичес-кой революции. Она явилась юридической базой ста-новления советской правовой системы. Характерной ее чертой явилось то, что ее содержание полностью соответствовало реальной действительности. Но вмес-те с тем в ней четко была сформулирована программа дальнейшего построения социалистического общества и государства.

Возникновение и развитие советского права в период октябрьской революции и гражданской войны о 1017-1920 годы

§ 1. возникновение советского права и его источники

Победа Октябрьской революции и создание Рес-публики Советов как одной из форм диктатуры проле-тариата по мысли большевиков направлена была на разрушение старого буржуазного правопорядка и фор-мирование нового советского правопорядка.

Лидеры взявшей власть в свои руки партии боль-шевиков исходили из представления о праве как ору-дии классовой политики. Они считали, что каждый класс, приходящий к власти и устанавливающий свою диктатуру, проводит свои требования в виде общеобя-зательных законов и добивается их претворения в жизнь, опираясь на мощь государственного аппарата. Такие представления о праве, сформулированные в программных документах большевистской партии, были разработаны задолго до Октября 1917. Еще в XIX в. Ф. Энгельс писал, что «требования интересов какого-либо класса могут быть осуществлены только путем за-воевания этим классом политической власти, после чего он придает своим притязаниям всеобщую силу в форме законов»224.

Отсюда и содержание законов определяется гос-подствующим классом исходя из интересов укрепле-ния его руководящего положения в обществе, прове-дения в жизнь программы преобразований, соответ-ствующих его классовым целям, а вовсе несоображениями какой-либо абстрактной «справедли-вости».

Указанные взгляды большевиков на право и его роль были сформулированы на основе обобщения ис-торического опыта европейских буржуазных револю-ций и особенно самой радикальной из них Великой Французской революции конца XVIII в. Ведь именно в ходе этой революции наиболее решительно была раз-рушено и отброшено старое феодальное право, закреп-лявшее сословную структуру общества и сословные при-вилегии и ограничения, а также феодальную собствен-ность и феодальные повинности, что, конечно с позиции дворян-собственников феодальных землевладений было величайшей «несправедливостью», а сточки зре-ния французских крестьян, получивших эту землю из рук революционной якобинской диктатуры, наоборот, величайшей «справедливостью».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.