Рефераты. Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Специальные компетенции является показателем внутреннего, субъективного содержания личности педагога, его сугубо индивидуальной профессиональной характеристикой. Она не может рассматриваться как результат механического внедрения в сознание педагога многообразных внешних воздействий, прежде всего профессиональных знаний.

Специальные компетенции есть итог той внутренней работы самой личности педагога, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается и осваивается ею, порождая порой четко не осознаваемое умение в конкретной педагогической ситуации разрешить конкретную педагогическую проблему.

Проблема повышения уровня профессиональных компетенций будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

Можно также сказать, что профессиональные компетенции педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

Природа компетенций такова, что они, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

В связи с появлением компетентностного подхода меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

В силу многообразия и специфичности видов профессиональной деятельности меньше исследований проведено в области выявления профессиональных компетенций будущего специалиста. Эти компетенции соотносятся с требованиями к профессиональной подготовленности специалиста, определяют его способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями к профессиональной подготовленности специалиста, определяют его способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности [33, с. 28].

Специальная профессиональная компетентность - степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций (т.е. готовности и стремления), необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности [24, c. 29].

В образовательном процессе у студентов формируются и развиваются профессиональные компетенции - специальные компетенции, определяющие готовность к трудовой деятельности, являющиеся основой для реализации профессиональных задач;

Актуальным стал вопрос специальных компетенций специалиста, способствующих успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывному образования, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей высшего образования является формирование специальных компетенций.

Специальные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.

Специальные компетенции - новые качества субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в профессиональном контексте.

Процесс становления новой государственности России, расширение полномочий и активизация нормотворческой деятельности различных ветвей федеральной власти и субъектов Федерации, судебная реформа и усиление судебной защиты прав и свобод граждан, создание эффективно действующей рыночной экономики и необходимость защиты предпринимательства, борьба с преступностью требуют подготовки специалистов в области права, обладающих не узкой специализацией, а способных к системному мышлению, готовых к позитивному взаимодействию и сотрудничеству, умеющих разрешать проблемы и нести ответственность за сделанный выбор и осуществленные действия.

Необходим поиск путей повышения эффективности применения теоретических знаний в практической деятельности будущего специалиста правовой сферы за счет формирования специальных компетенций.

Основополагающей задачей современного юридического образования является усиление подготовки граждан - создателей правового государства, обладающих высоким уровнем правовой культуры.

Правовая культура личности представляет собой разновидность общей культуры и означает правовую образованность человека, включая правосознание, умения, навыки правомерного поведения, реализуемые в жизнедеятельности человека.

Государственные образовательные стандарты третьего поколения требуют от высшей школы совершенствования подготовки специалиста владеющего профессиональными компетенциями.

Процессы глобализации, происходящие как во всем мире, так и в России, требуют изменений и в сфере отечественного высшего образования. Сегодня требования к образованию предъявляются с позиций гуманистической парадигмы, суть которой - в безоговорочном признании человека как высшей ценности.

Компетентностный подход акцентирован на операциональную, навыковую сторону результата. Он тесно связан с личностно-деятельностным подходом, что определяется сущностью формируемых специальных компетенций.

Профессиональная компетентность - результат юридического образования, заключающийся в достижении высокого уровня профессионального самосознания, в наличии системы потребностей - способностей к социокультурному самоопределению и творческой самореализации в жизненно-профессиональных ситуациях [31, с. 129].

Формирование специальных компетенций учителя права происходит в образовательном процессе, результатом которого является их наличие и продуктивные, самостоятельные, ответственные действия педагога в педагогическом процессе.

Учитель постоянно взаимодействует с педагогической культурой, когда усваивает культуру профессиональной деятельности, живя и действуя в определенной культурно-педагогической среде и являясь носителем и транслятором педагогических ценностей; сам создаёт и развивает профессиональную культуру как субъект педагогического творчества.

При этих условиях, используя компетентностные подходы, он отойдёт от позиции "урокодателя", станет носителем высокой профессиональной культуры [16, с. 211].

Возникает необходимость в построении состава специальных компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей, и формируемых на всех этапах получения специальности. Общепедагогической целью профессионального образования является профессиональная модель выпускника. Должен быть подготовлен компетентный в своей профессиональной области специалист. Специалист со сформированными такими специальными компетенциями, которые удовлетворяют не только требованиям государственного образовательного стандарта, но и требованиям территориального рынка труда и позволяют без дополнительного обучения или при минимальной корректировке специальных компетенций включиться в работу.

Ориентирами для отбора и описания специальных компетенций, перечень которых определяет успешность профессиональной деятельности, должны стать понимание современной профессиональной деятельности, мнение работодателей, анализ имеющихся нормативных документов, а также анализ зарубежного опыта оценки компетенций работников и выпускников образовательных учреждений.

Современная профессионально-педагогическая деятельность может быть охарактеризована через профессиональные задачи педагога: строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. На основании требований компетентностного подхода можно выделить функции современного учителя права: содействие образованию обучающегося, проектирование индивидуального образовательного маршрута, управление образовательным процессом, рефлексии и самообразования.

Содержание специальных компетенций учителя права должно формироваться под влиянием следующих факторов:

- социального заказа рынка труда;

- требований государственного образовательного стандарта;

- требований работодателей к специальным компетенциям выпускника;

- деятельности преподавателя и студента.

Критерии оценки специальных компетенций учителя права:

- способность видеть собственные достижения и профессионально грамотно объяснить пути их достижения;

- высокий уровень теоретических знаний в области права и методики преподавания права, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать именно на их основе практическую работу;

- способность профессионально грамотно анализировать свой опыт и опыт своих коллег;

- сформированность педагогической рефлексии;

- способность активизировать учащихся в процессе урока;

- способность творческого применения методов обучения;

- эффективность предлагаемых методов правового обучения и воспитания.

Специальные компетенции учителя права должны строиться, во-первых, с учетом структуры и логики юридической науки в целом и отдельных ее дисциплин, во-вторых, с учетом профессионального поля деятельности - образования.

Специальные компетенции учителя права должны основываться на федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.