Рефераты. Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

Практические методы в преподавании права связаны, прежде всего, с формами активного и интерактивного обучения, которые должны сочетаться с традиционными.

Под традиционными методами подразумевается информационные виды учебных занятий (лекция, беседа), которые в разумных пределах могут быть использованы в обучении праву. Вместе с тем, направленный на формирование гражданской позиции личности курс права более всего должен быть ориентирован на использование активных и интерактивных технологий (методы, методики). Именно они способствуют формированию не только учебных умений и навыков, но и навыков гражданских. Кроме того активные и интерактивные методики отвечают возрастным особенностям, реальным потребностям учащихся [37, с. 107].

Классификация методов по способам передачи информации:

1. Аудиальные методы. Информация представлена в звуках. К этой группе относятся все виды рассказов, бесед, объяснений, лекций.

2. Визуальные методы. Информация представлена в виде изображения. К этой группе относятся методы, предполагающие работу со всеми видами письменной информации.

3. Кинестетические методы. Передача и восприятие информации организованы с помощью ощущений тела. Для общеобразовательной школы и вуза в чистом виде данные методы не описаны, однако обучение слепо-глухих детей возможно только посредством этих методов.

4. Полимодальные методы. Информация передается, используя несколько каналов восприятия.

4.1. Аудио-визуальные - демонстрация видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации.

4.2. Визуально-кинестетические - методы, включающие выполнение графических и письменных работ без устного объяснения: методы, предполагающие работу с компьютером, не имеющим звуковой карты. К этой группе принадлежат и основные методы образования глухих детей. При использовании этих методов информация проходит по двум каналам, что уже повышает эффективность ее усвоения.

4.3. Аудиально-кинестетические - прослушивание с последующим описанием. Являются ведущими при обучении слепых детей.

4.4. Аудио-визуально-кинестетические - проведение опытов и экспериментов, демонстрация учебных фильмов, работы с компьютерными обучающими программами. При использовании данных методов информация фиксируется по всем каналам восприятия.

Как специфический метод правового образования отмечается метод сократического диалога. Сократический диалог представляет собой искусство задавания вопросов, которые подбираются и формируются ведущим по особой методике. Специфичность вопросов, которые задает ведущей всей аудитории (или одному учащемуся), состоит в том, что они, не являясь наводящими (подталкивающими к правильному ответу), тем не менее, должны продвигать отвечающего к решению той проблемы, которая имплицитно содержится в самом первом вопросе.

Применительно к юридическому образованию ценность сократического метода состоит ещё и в том, что он создает ситуацию повышенного внимания к точности используемых слов и выражений, приучает к тщательному анализу устных, а также письменных текстов, что и составляет основу юридического профессионализма [15, с. 97].

В настоящее время нет единой точки зрения по поводу классификаций методов образования. Противоречия между существующими классификациями возникают потому, что ни одна из них не может учесть всех особенностей и характеристик образовательного процесса.

В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы образования, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, использования активных форм и методов получения образования. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Это как раз и отвечает компетентностному подходу в правовом образовании. В отличие от традиционной триады "знания-умения-навыки" компетентностный подход предполагает рассмотрение установок относительно всех элементов профессиональной деятельности. Установка - это готовность, предрасположенность личности, обеспечивающая устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности в непрерывно изменяющихся ситуациях [47, с. 92].

Появление и развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом правового образования новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы образования делят на неимитационные и имитационные.

Имитационные предполагают: образование профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности.

Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с книгой.

Имитационные делятся на:

1) Неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, упражнения - действия по инструкции.

2) Игровые: разыгрывание ролей, деловая игра.

В правовое образование входит не только обучение, но и воспитание. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Целью правового воспитания, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению.

Каждый метод правового воспитания взаимосвязан с другим методом, реализуется при реализации других методов, происходит взаимопроникновение.

Основными методами правового воспитания являются: 1) убеждение; 2) предупреждение; 3) поощрение; 4) принуждение; 5) наказание.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию учащегося и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.) К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.О. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В зависимости от сферы человека, на которую метод оказывает доминирующее воздействие выделяют: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций), методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций), методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание), методы самовоспитания (рефлексия, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение), методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).

В педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому значению.

Метод убеждения выступает в виде следующего: суждение педагога; аргументация педагога; мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии, сообщение об общепринятом в культуре; раскрытие внутреннего скрытого смысла происходящего, отношенческого смысла; диалог педагога с детьми; дискуссия, спонтанно, либо специально организуемая педагогом; обмен впечатлений по восприятию художественного образа; совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.

Метод упражнения - это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

Метод педагогической оценки имеет разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. Виды открытой оценки: поощрение, наказание. [40, с. 563].

При выборе метода правового образования следует, прежде всего, проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление учащихся, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.