Рефераты. Компетентностный подход как основа обновления содержания правового образования

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании [2].

Непрекращающаяся в педагогическом научном сообществе дискуссия о компетентностном подходе в образовании привела к обоснованию необходимости изменений в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. В них предусматривается описание результатов подготовки в виде требований к составу компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников.

На основании федеральных образовательных стандартов третьего поколения утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации можно выделить специальные компетенции учителя права для программ высшего профессионального образования на уровне бакалавриата и магистрата.

Классификация специальных компетенций учителя права по направлению подготовки бакалавриата:

в области педагогической деятельности:

1) способен реализовывать учебные программы правового образования базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

2) готов применять современные методики и технологии преподавания права, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

3) способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в преподавании права;

4) готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

5) способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

6) готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

7) способен преподавать право на необходимом теоретическом и методическом уровне;

8) способен управлять самостоятельной работой обучающихся;

9) способен эффективно осуществлять правовое воспитание;

10) способен осуществлять процесс обучения на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

в области культурно-просветительской деятельности:

1) способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для повышения уровня правовой культуры населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

2) способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

3) способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности в области правового образования населения;

4) способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

в нормотворческой деятельности:

1) способен участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в экспертно-консультационной деятельности:

1) готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) способен толковать различные правовые акты;

3) способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

4) способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

5) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

6) владеет навыками подготовки юридических документов;

7) способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

8) способен консультировать по правовым вопросам и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

Классификация специальных компетенций учителя права по направлению подготовки магистра:

в области педагогической деятельности:

1) способен применять современные методики и технологии организации и реализации правового образования на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

2) готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества правового образовательного процесса;

3) способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;

4) способен руководить исследовательской работой обучающихся;

5) способен преподавать право на высоком теоретическом и методическом уровне;

6) способен эффективно осуществлять правовое воспитание;

7) способен осуществлять процесс обучения на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

в области научно-исследовательской деятельности:

1) способен анализировать результаты научных исследований в правовом образовании и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

2) готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;

3) готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки в области права;

4) способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в области правового образования, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

5) способен обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы правового научного исследования;

6) способен представлять результаты проведенного исследования в области правого образования научному сообществу в виде статьи или доклада;

в области методической деятельности:

1) готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения права, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;

2) готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в преподавании права;

в области управленческой деятельности:

1) готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

2) готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса в области преподавания права с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

2) готов организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;

3) готов использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;

в области проектной деятельности:

4) готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

5) способен проектировать формы и методы контроля качества правового образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта;

6) готов проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения праву;

7) способен принимать оптимальные управленческие решения;

8) способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в области правового образования;

в области культурно-просветительской деятельности:

1) способен изучать и формировать культурные потребности и повышать уровень правосознания различных групп населения;

2) готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности в области права;

3) способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

4) готов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения задач просвещения в области правовой культуры населения;

в правотворческой деятельности:

1) способен разрабатывать нормативные правовые акты в профессиональной области;

в экспертно - консультационной деятельности:

1) способен квалифицированно толковать правовые акты;

2) способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в профессиональной сфере;

3) способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;

4) способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

2.2 Оценка уровня сформированности правовых компетенций педагога

Понятие правовых компетенций педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности.

В современных условиях, перед высшей школой поставлена задача подготовки молодых специалистов, способных коренным образом изменить интеллектуальную, экономическую, научно-техническую, социальную и духовную основы нашего общества на базе улучшения качества образования, усиления связи процесса образования с научными исследованиями, расширения спектра образовательных услуг, координации совместной деятельности образовательных учреждений с работодателями [21, c. 26].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.