Рефераты. Использование методов фактического контроля в деятельности аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями

Инвентаризацию следует начинать с кассы предприятия, проверяя фак-тическое наличие денег, ценных бумаг, чековых книжек, документов строгой отчетности и данные последнего кассового отчета, составленного кассиром перед началом инвентаризации.

При перерывах в работе инвентаризационной комиссии необходимо замыкать и опечатывать помещение (ключ находится у материально-ответственного лица, печать - у председателя инвентаризационной комис-сии). Оперативный работник или следователь вправе дополнительно опеча-тать дверь личной печатью.

Материалы инвентаризаций являются важнейшими доказательствами при выяснении ряда обстоятельств в процессе расследования хищений, а именно: сумм недостач и излишков имущества, структуры недостач и из-лишков товар но-материальных ценностей; периода их образования. Для вы-яснения перечисленных обстоятельств к материалам дела приобщаются ма-териалы инвентаризаций, проведенных за весь период работы обвиняемого. По результатам инвентаризации, проведенной в ходе ревизии, ревизор дол-жен получить от заинтересованных лиц письменные объяснения. В приоб-щенных к делу материалах инвентаризацией следователь проверяет:

1) правильность их оформления, наличие подписей всех членов инвен-таризационной комиссии в описях и сличительных ведомостях, подписей ма-териально ответственных лиц. Причины формальных нарушений выясняются в ходе допросов обвиняемых и свидетелей;

2) содержание материалов инвентаризации путем сопоставления ре-зультатов инвентаризации с другими собранными по делу доказательствами.

Наиболее распространенными способами сокрытия недостач при про-ведении инвентаризации являются следующие:

1. Внесение в опись несуществующих товаров или предъявление про-дукции в пустой таре и упаковке. Основные методы обнаружения таких под-логов - контрольное сличение остатков, восстановление количественно-суммового учета, допросы лиц, принимавших участие в инвентаризации.

2. Последующие дописки количества товаров в инвентаризационные описи. Дописки наблюдаются чаще всего в случаях, когда не ведется постра-ничный подсчет количества в инвентаризационной описи. Подобные подлоги можно обнаружить путем:

- сопоставления разных экземпляров описи;

- сопоставления записей об остатках одних и тех же наименований то-вара в описях на начало и конец учетного периода, если за данный период не было движения ценностей (метод контрольного сличения остатков).

3. Составление бестоварных расходных накладных. Оно возможна при соучастии работника другого предприятия, которому якобы передается пар-тия товара. Соучастник расписывается в накладной, хотя фактически товара не получает. После инвентаризации соучастник выписывает встречную на-кладную на возврат этих же товаров либо получает причитающиеся ему по бестоварной накладной ценности без всяких документов. В некоторых случа-ях бестоварные операции используются для создания суммовых разниц с по-следующим их присвоением. Наиболее эффективное средство раскрытия по-добного сговора - проведение встречной проверки и сквозной инвентариза-ции у взаимосвязанных материально-ответственных лиц.

4. Несвоевременное оприходование товаров. Этот способ временного сокрытия недостачи связан с неправильным составлением товарного отчета в день, предшествующий инвентаризации Сущность подлога сводится к тому, что преступник не отражает в отчете поступление товара, хотя товар включа-ется в инвентаризационную опись. После инвентаризации он приходует то-вар и прилагает накладную к очередному отчету за последующий период Пе-ред последующей инвентаризацией такая махинация повторяется. Обнару-жение такого подлога возможно путем проверки первичных документов, приложенных к отчетам после инвентаризации, и установления видов това-ров, которые по ним оприходованы. Если будет установлено, что некоторые из этих товаров включены в инвентаризационную опись, необходимо прове-рить, не применялся ли данный способ сокрытия недостачи.

5. Предъявление к инвентаризации ценностей ранее списанных как ис-порченных. Для установления подобного факта необходимо проверить при-ходные документы на предъявленный к инвентаризации товар.

Как уже было ранее рассмотрено, в ходе инвентаризации могут быть установлены излишки товарно-материальных ценностей. Излишки могут яв-ляться результатом неполного отражения хозяйственной деятельности пред-приятия по приходным операциям либо отражения в учете полностью или частично вымышленных объемов хозяйственной деятельности по расходным операциям.

Например, в торговых организациях, выявленный излишек может сви-детельствовать о фактах недокументирования части операций по поступле-нию продукции в целях последующей ее реализации, изъятия выручки и со-крытия доходов организации, подлежащих налогообложению. Во втором случае возникает противоположная ситуация, когда фактически установ-ленный излишек материалов, например на производственном предприятии, возникает в результате расхождений между документальными данными о списании в расход материалов и фактическим наличием материалов. Цель создания такого излишка - завышение данных о сумме затрат предприятия.

Можно выделить следующие наиболее распространенные способы со-крытия излишков.

1. Невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путем обмана членов комиссии или по сговору с ними.

2. Последующие дописки штрихов и цифр в графе "Количество това-ров". Дописки могут быть выполнены после подсчета итогов в описях путем проставления в цифрах запятых, позволяющих хотя бы частично скрыть из-лишек. Подобный подлог выявляется с использованием метода арифметиче-ской проверки.

3. Составление бестоварных приходных накладных, что искусственно увеличивает учетный остаток и уменьшает данные об излишках.

4. Несвоевременное оприходование ценностей. В данном случае по товарному (материальному) отчету, составленному до начала ин-вентаризации, проводятся приходные документы, поступившие позднее.

5. Несвоевременное проведение по отчетности расходных документов. Расходные документы, по которым отпускался товар до начала инвентариза-ции, не проводятся по отчету на начало инвентаризации, а прикладываются к отчетам, составленным после ее окончания.

Для того чтобы своевременно устанавливать факты наличия излишков, недостач, пересортицы, необходимо знать, что наряду с инвентаризацией существуют и другие методы фактической проверки, которые помогают ус-тановить несоответствие между фактическим наличием имущества и учет-ными данными.

Помимо инвентаризации, для установления фактов преступной деятельности в право-охранительной практике достаточно часто возникает необходимость провер-ки объективной возможности и реальности совершения тех или иных хозяй-ственных операций. В частности, требуется установить:

- имело ли место фактическое выполнение работ, указанных в доку-менте;

- было ли выполнение работ обеспечено необходимыми ма-териальными ресурсами;

- имел ли вообще место объект выполнения работ;

- имелась ли возможность выполнения работ по имеющейся техноло-гии и (или) имеющимися трудовыми ресурсами и др.

Использование только методов проверки документальных данных не все-гда позволяет дать однозначный ответ на эти вопросы. Поэтому для установле-ния сомнительности хозяйственных операций требуется комплексный подход с использованием приемов и документальной, и фактической проверок.

Наряду с инвентаризацией на практике широко используются следую-щие приемы фактической проверки.

1. Проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в до-кументах и материалах инвентаризаций. Она производится так же, как и при инвентаризации, путем подсчета, обмера, взвешивания, измерения ценно-стей. Но в отличие от инвентаризации выполняется в момент совершения хо-зяйственной операции (при отпуске, транспортировке, приемке товара) либо непосредственно сразу после ее завершения (например, для установления подлогов в материалах инвентаризации до открытия складов может быть проведена контрольная проверка).

2. Осмотр объектов (территории предприятия, производственных по-мещений, оборудования, складов, маркировки продукции) и их обследование. Они необходимы для изучения свойств ценностей и конкретных объектов. Например, для установления бестоварности документов на списание отде-лочных строительных материалов для офиса бюджетного учреждения необ-ходимо провести осмотр данного помещения и обследование при необходи-мости с привлечением специалиста по отделочным работам. Иногда требует-ся проведение лабораторных анализов, экспертиз качества продукции для ус-тановления фактов необоснованного расходования материалов либо непол-ного оприходования готовой продукции.

3. Обмер выполненных работ проводится для проверки объемов вы-полненных строительно-монтажных работ, установления их стоимости, про-верки правильности их отражения в актах приемки выполненных работ, пра-вильности списания материалов на производство этих работ.

4. Выполнение контрольных операций с участием специалиста, таких, как:

- контрольный запуск сырья и материалов в производство для проверки правильности действующих норм расхода сырья и материалов;

- выпуск контрольной партии продукции (она изготавливается в анало-гичных условиях, что и предыдущие проверяемые партии продукции) для выявления отклонений фактического процента выхода готовой продукции по отношению к сырью от нормативного и установления источника хищений;

- контрольная закупка товара, контрольное взвешивание готовых блюд на предприятиях торговли (производятся специалистом в присутствии двух представителей общественности)

- анализ сырья, материалов, продукции проводится с обязательным участием соответствующего специалиста - технолога, товароведа, шеф-повара и др. для установления фактов использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими, недовложений. Как правило, данный ме-тод фактической проверки наиболее эффективен в совокупности с использо-ванием метода документальной проверки - обратной калькуляции.

Все контрольные операции оформляются отдельными актами, которые под-писываются всеми участниками контрольных мероприятий.

5. Получение письменных справок от организаций и объяснений лиц от-носительно содержания проверяемых документов и участников хозяйствен-ных операций.

Использование в совокупности методов фактических проверок позволяет практически во всех случаях устанавливать признаки подлогов в документах и материалах инвентаризации. Вместе с тем необхо-димо знать особенности содержания учетных документов, оформляемых бух-галтерией, и специфичный характер встречающихся подлогов в учетных за-писях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.